Творчество

Наунет
Человеку для реализации личного предназначения необходимо придумать и создать что-то новое, уникальное – шедевр, опус. Для этого он должен заниматься познавательной, практической и творческой деятельностью.

Познание - это деятельность системы, в процессе выполнения которой она получает знания о самой себе и об окружающей среде

Практика - это деятельность системы, в процессе выполнения которой она приобретает умения на основе имеющихся знаний и оказывает воздействие на себя и окружающую среду для изменения своего состояния или состояния других систем

Творчество - это деятельность системы, в процессе выполнения которой она использует личные возможности для создания новых полезных систем, улучшения существующих или уничтожения вредных

Основным отличием творческой деятельности от практической является уникальность результата. Последствия творчества трудно предугадать и почти невозможно получить такой же результат, даже если повторить тот же процесс с теми же исходными условиями.

В процессе творчества используется воображение для комбинирования имеющихся знаний и идей до получения нового, уникального результата.

Полученный результат позволяет решить определенную проблему и достичь поставленной цели. Поэтому такой результат обладает дополнительной значимостью, отсутствующей у результатов практической деятельности, по сути, создающую копии.

Занимаясь творчеством, человек изменяет как окружающую среду, так и себя. У него появляются новые возможности, которые позволяют оказывать еще более полезное воздействие и еще больше развиваться.

Творчество необходимо в любой предметной области, в любой профессии. Во всех областях есть нерешенные проблемы и огромный потенциал для развития.

Для поддержания творческого процесса у человека должно быть хорошее физическое состояние. Нельзя употреблять вредную пищу, алкоголь, курить и т.п. А как можно больше заниматься спортом. Это позволяет обеспечивать интеллект необходимыми питательными веществами и ограничить его от вредного воздействия.

Изучением творчества занимается эвристика. Ее основной задачей является построение моделей, описывающих процесс оригинального решения задач.

В настоящее время известны следующие эвристические модели:
- слепой поиск: основывается на методе проб и ошибок;
- лабиринтная: проблема представляется как лабиринт, а ее решение – перемещение по лабиринту для поиска выхода;
- структурно-семантическая: проблема представляется как система, имеющая определенную структуру и семантические связи между ее элементами.

В процессе творческой деятельности иногда возникает необходимость в проведении алгоритмических, четких вычислений. В этом случае нужно воспользоваться помощью разработанных вычислительных систем, позволяющих проводить эти расчеты. Человеку же необходимо заниматься именно творческим, эвристическим размышлением.

Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление – креативность.

Креативность - это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей

Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.

В быту креативность проявляется как смекалка - способность смело, нетривиально и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные и неспециализированные средства и ресурсы.

Креативность позволяет быть более чувствительным к проблемам, недостатку или противоречивости знаний. Это позволяет определить направление, в котором необходимо развиваться для появления возможности решить известные проблемы и достичь определенных целей.

Креативностью, как и талантом, обладает каждый человек с рождения. Не нужно думать, что она есть только у особых людей, которые работают в крупнейших научных, изобретательских, рекламных и подобных компаниях. Такие люди конечно есть, но они занимают свои места потому, что осознанно, активно и непрерывно развивают свою креативность. На это способен каждый, главное – иметь намерение развить креативность.

Но в процессе воспитания, получения образования и взаимодействия с другими людьми, человек начинает мыслить шаблонно, как принято в его окружающей среде. Это является основной причиной того, что человек перестает заниматься творчеством, а начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся идеи.

Такая деятельность является бесполезной для надсистемы, т.к. не создает дополнительной ценности для нее. Такие люди становятся ненужными, они не получают ресурсов на достижение личных целей и в конце концов остаются забытыми историей.

Для избегания подобной ситуации человеку необходимо непрерывное развитие креативности и выполнение всего возможного для реализации предназначения. Нужно заставлять себя в любой подходящей ситуации сгенерировать нестандартную, оригинальную идею и реализовать ее.

Креативность особо активно используется и развивается в различных интеллектуальных играх, когда требуется найти оригинальное решение поставленной проблемы. В таких играх интеллект начинает "играть" различными вариантами, основываясь на личном опыте.

Т.к. основным компонентом, отвечающим за генерацию оригинальных идей, является воображение, то для развития креативности можно воспользоваться тренингом для развития воображения.