Гимн бабушкам. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
Она появилась минут за пять до начала занятия. Поздоровалась - и прямиком ко мне. Начала раскладывать на моем столе какие-то документы. Я молча наблюдала за ее действиями. Закончив, девочка повернулась ко мне, назвала свое имя и сказала, показывая на детей, которые готовились к уроку:

- Если они даже не будут ходить к Вам, у них есть родители, которые помогут им в жизни. Я сирота, меня воспитывает бабушка, вот свидетельство о моем рождении, вот документы о смерти родителей, вот документ об опекунстве. Я не обманываю. Я должна у Вас учиться, мне это надо, очень надо. Но бабушка не может платить.

- Я тебя услышала, собирай документы. В классе есть одно свободное место, оно с сегодняшнего дня твое. Я верю, что не пожалею о своем решении: ты будешь самой лучшей.

                ******

Здравствуйте. Вы вряд ли помните меня, я у Вас учился лет десять назад. Меня зовут Миша.

-Здравствуй, Миша. Прошло не десять, а восемь лет. Как ваши дела? Как закончил техникум? Как сестренка? Как здоровье бабушки? Вернулся ли отец?

- Вы хотите сказать, что все эти годы помните мою историю? 

В моей голове несутся мысли: «Не будешь же читать ему лекцию о том, что все, что окрашено эмоционально, то есть промаркировано эмоцией, правильно ранжируется и уходит в долговременную память. Его жизненную драму забыть нельзя, я ее пережила, как свою собственную».

Михаил продолжает:

- Знаете, почему я звоню? У меня девушка есть, мы встречаемся. Могу я попросить Вас взять ее на обучение, как когда-то меня, подешевле?

 

- Нет, Михаил. Если ты принял решение, следуй ему до конца, плати за нее. Я к этой ситуации отношения не имею. Когда он положил трубку, по-моему, обидевшись, я припомнила историю многолетней давности.

Миша появился у меня в 16 лет. Вводное прошел, но, когда узнал цену, сказал, что это им не по карману. И рассказал, что ему было 4 года, когда папа у них с сестрой на глазах застрелил маму. Его посадили на большой срок. А к детям переехала бабушка с маминой стороны. Сестра учится уже в институте, он в техникуме. Дается ему учеба очень сложно.

Я попросила номер телефона бабушки и задала ей несколько вопросов:

- Какая у Вас пенсия, сколько платят на внуков, чем подрабатываете?

Из ответа было понятно, что заплатить за учебу она действительно не может.

- Какую сумму Вы можете платить безболезненно? – спросила я ее.

- Рублей 700 (за месяц стоимость обучения 4800).

- Хорошо, ваш внук будет у меня учиться.

Миша прошел весь курс, в конце года поблагодарил: ему стало легче учиться, он хорошо понимает материал, нет необходимости зубрить, появилось свободное время.

Прошло несколько лет. Больше Михаил о себе не напоминал. Я уверена, что у него все в жизни хорошо. Благодаря БАБУШКЕ.

                *********               

У ученицы 8 класса умер папа. Трагедия была двойной: за несколько лет до этого не стало мамы. Девочка стала сиротой. С Украины прилетела бабушка. После похорон она пришла в школу, попросила подготовить документы.  Мы какое-то время сидели с ней, разговаривали о том, как она справится с девочкой: пенсия на Украине мизерная, будет нелегко. Договорилась, что утром она зайдет в школу, чтобы внучка попрощалась со всеми. Но мысль у меня была своя, невысказанная.

  Вечером того же дня я поговорила с мужем. Он совершенно спокойно отнесся к моему предложению взять опекунство над девочкой. Все перетолковали: сыновья взрослые, в дом не вернутся, а мы, молодые, сильные, здоровые живем вдвоем.

Утром я встретилась с бабушкой. Предложила ей оставить внучку: мы обеспечены, у девочки будет и достойная жизнь, и образование, и путешествия. И нам радость: в доме кто-то еще есть живой, душу и сердце радует. Пообещала, что в любое время она может приехать в гости, мы ей оплатим дорогу. На каникулы будем привозить на Украину. Она попросила день, чтобы посоветоваться с внучкой. Они приняли решение ехать на родину. «Мы», - сказала бабушка, - «вдвоем на всем белом свете остались, нельзя нам расставаться».

- А остаться и жить здесь, на Севере, не можете?

- Нет, моя родина там, умру – в родной земле лежать буду.

Я склонила голову в знак согласия и уважения к ее решению.