28. Несколько слов про больницу

Косолапов Сергей
   В Усть-Вымской больнице я лежал в начале семидесятых два раза: один раз с воспалением легких на втором этаже двухэтажного корпуса, а второй не помню с чем, но на первом этаже этого же здания. Скорее всего, во второй раз было что-то инфекционное, потому что из палаты нас никуда не выпускали. Лежали мы в палате вдвоем с Шуриком Тыриным из Вогваздино, читали книжки, которые приносила моя мама. Жили дружно, несмотря на то, что Шурик старше меня лет на шесть. Помню, что много рисовали, перерисовывали с книжек всякие рисунки, все больше на тему войны. Позднее мы с Шуриком ездили вместе на соревнования по лыжным гонкам, правда, я был тогда еще в четвертом классе, а он уже в десятом. Но спорт - это уже совсем другая история.

   А вот когда я лежал с воспалением легких, помню, что было лето, и жарко. Было это как раз перед выпуском из детского садика. Как я умудрился тогда простыть, не знаю. Лежал долго, к концу лечения уже выздоровел, и мужики, лежавшие в этой же больнице, отправляли меня гонцом - сбегать в магазин за папиросами. Там недалеко было – сбежал под горку и уже там. И ничего, давали ведь мне в магазине папиросы, несмотря на малолетний возраст – было мне всего-то лет семь. То ли записку мужики в магазин писали, то ли просто там доверяли словам, не помню уже точно.

   Что еще рассказать про больницу? Перед лечебным корпусом был хозблок (на фото – здание слева) кухня со складом продуктов. Справа от двухэтажного корпусом стояло здание амбулатории, где была регистратура, вели первичный прием врачи и самое запомнившееся – был кабинет зубного врача. Ниже лечебного корпуса, под горой, было еще одно отделение – туберкулезное. Рядом с дорогой, проходящей между лечебным корпусом и амбулаторией вниз на луг, внизу стоял еще какой-то домик, скорее всего тоже какая-то хозпостройка. Где-то там и морг был и прачечная.

   В амбулатории работали врачи, была лаборатория и регистратура. Регистратурой очень долгие годы заведовала Александра Лукинична Сизова. Обладая отменной памятью, она знала, помнила, и могла ответить без всяких записей на любой вопрос практически все о любом пациенте больницы. Из работников лаборатории я помню Лилию Ивановну Шуктомову, проработавшую там всю свою жизнь.

   Что касается врачей, то я хорошо запомнил Марса Вафимовича Сафина, он был главврачом усть-вымской больницы и иногда заходил к нам, когда летом к нам в гости приезжал дядя Боря. Оба они очень любили шахматы и иногда засиживались за партией-другой. Жена Марса тоже была врачом, акушером – гинекологом. Ее звали Диля Зимнатовна. Помню еще, что у них была дочь, больная девочка, по-моему, ее звали Лиля. Она ходила в толстых очках в роговой оправе, и была слегка обижена умом, что меня тогда сильно удивляло – надо же, родители врачи, а ребенок у них такой больной. Не понимал я еще тогда, что болезни не выбирают людей ни по возрасту, ни по социальному статусу, да и вообще ни по каким признакам, если уж на то пошло.

   Работали там еще зубные врачи. На моей самой ранней памяти зубным врачем был дядя Володя, во всяком случае, так мы его звали – невысокий худощавый мужчина средних лет, как мне помнится с залысинами. Недавно я узнал его фамилию – Огинский. Его я помню по посещению зубоврачебного кабинета в самом начале семидесятых. Не помню, кто был потом, в одно время — это место долго пустовало, но в 1977 в Усть-Вымь откуда-то приехала жить семья Крищук. Жили они где-то за домом Туркиных у въезда в село, рядом с домом Нечаевых. Лена Крищук училась с нами в классе три года – с восьмого по десятый классы, а ее мама как раз работала в это время зубным врачем. После того, как Лена окончанила школу, она вместе с семьей уехала, и в больнице снова какое-то время не было врача.

   Однако в том же 1980 году появился новый зубной врач – молодой парень. Звали его Николай, фамилия - Телов. Было ему лет двадцать пять, он был худощав, женат. Не помню где работала его жена, симпатичная была такая молодая женщина, вроде, в школе-интернате. Жили они в восьмиквартирном доме у детского сада, я заходил к ним несколько раз. Мы познакомились случайно. Николай был страстным меломаном и для перезаписи музыки ему нужен был второй магнитофон. Кто-то из общих знакомых посоветовал ему обратиться ко мне, вот так мы и познакомились. Он брал у меня магнитофон несколько раз, как правило не на один день. За это он тоже снабжал меня записями. Спрашивал, что мне записать, или записывал сам на свой вкус. Через него я в первый раз услышал такие группы, как «Santa Esmeralda», «Baccara», певца Leo Sayer и многих других. Но это уже другая тема про музыку. А когда я пришел с армии в 1983 году, Николай с семьей к этому времени уже уехал из Усть-Выми, и куда не знаю.
   С 1984 года по 2008 год зубным врачем в больнице работал Сергей Николаевич Разманов, коренной устьвымчанин. Но это было уже без меня, да и было это далеко не в те годы, про которые я говорю.

   Вот поэтому про врачей и все, а если уж говорить о медицине в целом, то надо сказать о том, что в Усть-Выми была аптека, которая находилась в доме недалеко от нового Дома культуры, наискосок через дорогу от дома Павловых.
   Сколько себя помню, работала в этой аптеке мама моей одноклассницы Нины Выборовой – Выборова Ольга Николаевна.
   Вообще-то я редко сюда заходил. С тех пор, когда я начал заниматься в школе лыжным спортом, я не болел простудными заболеваниями вообще. Ни ангины, ни простуды у меня не было, вообще ничего, не считая насморка или гриппа. А заходил я сюда только покупать витамины, гематоген и аскорбиновую кислоту (витамин С) в больших круглых таблетках.
   Вот, пожалуй, и все о медицине тех лет.

  Фото: Больница с.Усть-Вымь.Фото 80-х гг.Фото из доступных источников Интернета.

Прожолжение - http://proza.ru/2021/05/27/767