Реквием по чаю

Борис Крылов
                Чайхана, чай – хана! Нет чая
                Эстрадная шутка времен перестройки

    Что сталось с чаем? Ни вкуса, ни запаха. Долго искал приличный чай, испробовал сначала нерекламируемые, потому как рекламируемые имеют весьма существенную и немалую наценку за эту самую рекламу, потом и рекламируемые, не нашел того чая, который был еще лет двадцать назад. Нет хорошего чая, пропал, исчез. Куда?

    Сначала проверил «Хан» - заваривается быстро и до коричневой густоты, но запаха чайного нет, да и вкус запревших опилок.  Потом промелькнул в рекламе «тот самый, со слониками, индийский», пришлось искать, видимо быстро раскупили. Нашел, упаковка та, бумажная, но от того самого только упаковка – запаха нет, и вкус больше  травяной, чем чайный.  Купил и попробовал «Липтон – английский завтрак», уж раз английский, то должен быть приличным, с них же все начиналось, с Ост-Индской компании, мирового  монополиста чая. Заварил -  есть запах, но так себе, не запах а чайный запашок, попробовал – есть вкус, но чайный только привкус, нет, не то. Приобрел «Тесс» в пирамидках, начиненный и вкусовыми, и ароматическими приправами, но и вкус и аромат этих самых приправ, а вот чайных вкуса и запаха, как не было, так и нет.  Наконец,  решил разориться на подарочный «Ахмад»  в жестяной банке, хоть он и втрое дороже простого «Ахмада».  Банка – прелесть, с репродукцией картины со сценой на палубе чайного клипера: молодая леди в плетеном шезлонге, рядом с ней  молодой помощник капитана, обаяет леди взглядом, далее капитан, рядом с ним джентльмен в цилиндре, возможно отец леди, и за капитаном маленькая девочка, фон – мачты, такелаж, шлюпки. От такой картины просто разыгрался аппетит, и заранее возник вкус того давнего чая. Заварил, попробовал – не оправдались надежды, примерно, как «Липтон», с запашком и привкусом, всего лишь, но втрое дороже за счет подарочной упаковки.

  Вспоминаю молодость, ах, какой был чай, о-о-о!  Даже недефицитный «грузинский», и вкус был и запах, не бог весть какой, но чайный, натуральный. А если уж удавалось достать «индийский», то при заварке аромат сразу по всей кухне, а потом и по квартире, и если в такой момент  ненароком вернуться с улицы, то открыв дверь, чувствуешь:  он «индийский», и скорее к столу – не устоять.  Однажды попался «вьетнамский», взял на пробу – не хуже «индийского», правда, со своим ароматом и вкусом, более восточным. А впервые я почувствовал вкус чая еще в юности, как-то купил маленькую пачечку  двадцать пять грамм, «цейлонского» за восемнадцать копеек, тех еще «хрущевских», которые дотянули до реформ мальчиша-плохиша. С тех пор и стал привередлив к чаю. Но вот с наступлением 21-го века не могу найти приличного чая, чтобы и запах был и вкус, чтобы, поднеся к губам парящую чашку, ощутить запах, а отпив глоток, и вкус, и пить помаленьку, даже без сахара, или с карамелькой за щекой.  Не просто удовольствие, вкусовое телесное наслаждение, умиротворение, отдохновение, а по окончании, уф-ф-ф, полное удовлетворение. Но все в прошлом, нет того чая, нет того удовольствия, а умиротворения и подавно, не то все, не то.

    И одолевает навязчивый вопрос: где чай, натуральный, не синтетический? Неужто весь выродился, по всей планете? Да не может такого быть!

     И пришла в конце-концов в голову мысль, и не только пришла, а закрепилась и утвердилась, как простая и непоколебимая истина: не будет больше приличного чая, приличный чай ушел вместе с недоразвитым коммунизмом. И вот почему,  коммунистическому руководству был нужен работник, созидатель, строитель светлого будущего, а работника надо кормить и поить, приличным чаем и безопасной водкой. И сие правило строго соблюдалось, пища была не слишком обильная, но натуральная, и напитки тоже. Поэтому чай закупался хорошего качества, оптом, большими тюками, а развешивался и фасовался уже у нас на чаеразвесочных фабриках: иркутской, краснодарской, московской, других не припомню. И сразу шел в продажу, не залеживался, и паковался сначала в фольгу, а потом в бумагу, и на каждой пачке была надпись: «чай полезный утоляющий жажду напиток,  содержит вещества стимулирующие умственную и физическую работоспособность».  И это была правда! Стимулировал!

      А что же мы имеет сейчас в эпоху недоразвитого  полукриминального капитализма?  А имеем то, что ему, капитализму, работник не нужен, работников завались, а нужен потребитель,  поэтому капитализм создает  безработных работников, чтобы работающие не слишком кучевряжились.  И такого работника можно и поить, и кормить всякой дрянью, а куда он денется?!  Поэтому чай закупается самый дешевый, самый никудышний, залежалый, да еще отходы от настоящего чая. Закон капитализма предельно прост: закупить – подешевле,  перепродать – подороже, а чтобы придать видимость качества, запаковать в красивые коробки, добавить химии в виде привкусов и отдушек, прорекламировать, и все!  Главное – прибыль!  И это грустно: капиталистам-торгашам  - прибыль, а нам – никудыший чай .


     Но я все-таки нашел сносный чай, не ахти какой, но не хуже советского грузинского, со вкусом и запахом, тоже не ахти какими, но натуральными – «Алтын» - чай китайский зеленый байховый омской расфасовки, и  в последнее время покупаю только его.

    Приятного чаепития, дорогие читатели.