Афган. 4 глава

Александр Алейников 2
     Глава 4.      Они были первыми.


       Одни из первых Советских военнослужащих в Афганский город Баграм прибыли десантники первого батальона  111-го полка, 105-й ферганской дивизии ВДВ.    Назвать Баграм городом язык не поворачивается, так себе - обычный средних размеров кишлак.  Решение направить батальон было принято советским руководством в конце июня 1979 г.
        Предысторией этого решения было обращение к советскому правительству премьер-министра  Афганистана Хафизуллы Амина, с просьбой обеспечить надёжную охрану правительства и двух аэродромов, в Баграме и Шинданте.
       7 июля 1979 г., 1-й батальон 111-го гвардейского полка ВДВ транспортными самолетами был переброшен на авиабазу Баграм.  Личному составу батальона только в воздухе сообщили, что они летят в Афганистан.    Десантники прибыли в специальной униформе, под видом авиационных технических специалистов.  Офицеры были в погонах сержантов, чтобы не раскрывать организационную структуру батальона.  В Фергане бойцам и командирам батальона было приказано снять с формы всю десантную символику, знаки отличия, петлицы, шевроны ВДВ, тельняшки и береты. Командир батальона носил погоны старшины.
       Воины оказались в совершенно незнакомой и дикой, как им показалось  обстановке, буквально в другом историческом измерении. Для них все было необычно: климат, рельеф, люди.
       Никто из них не мог предположить, что черезнесколько месяцев контингент  Советской армии будет вовлечен  в страшную, необъявленную войну с непонятным и коварным врагом.  А тогда,  в июле, воины будут испытывать только одно настоящее страдание, от жары и жажды, но  человек привыкает ко всему.  Жизнь шла своим чередом. Правда в этой жизни не могло быть полноценной боевой подготовки.  Официальный статус десантников на этой авиабазе не позволял обозначать  их принадлежность к ВДВ.  И эти здоровые ребята в комбинезонах были, как бы, младшим обслуживающим персоналом Военно Воздушных Сил.
       На этой авиабазе также располагался авиационный состав Афганских ВВС, офицеры и солдаты, а также достаточно мощный состав зенитных средств.    Отношения между советскими и афганскими военными, были дружественными и спокойными.  Русские уже много лет были друзьями афганского народа.     К ним здесь относились с должным уважением.
        Главным занятием личного состава батальона были инженерные и фортификационные работы.    Аэродром Баграма в тот момент был фактически, советской военной базой и, сюда постоянно из Союза прилетали военно-транспортные и прочие самолеты. Чтобы обезопасить эту базу от возможных нападений, было решено опоясать аэродром системой окопов и прочих сооружений.    Изнывая от жары, в поте лица, гвардейцы, рыли окопы, проклиная раскалённую и жесткую как бетон землю.
       Порой выпадало немного свободного времени, но коротать его было тоскливо.  Передвигаться и находиться можно было только на территории базы.  Правда порой в то время, рядовому составу разрешали иногда выходить за её территорию, чтобы сделать мелкие покупки в афганских дуканах.  Солдаты и офицеры были удивлены - в беднейшей и дикой стране,  в мелких частных лавках (дуканах) свободно продавали дефицитные  джинсы, кроссовки, и прочие модные  товары, даже фирменные кассетные магнитофоны. В Советском Союзе эти вещи простой человек купить не мог, или только если крупно повезёт  из-под полы у спекулянтов.  В Союзе были такие товары только в валютных магазинах, для представителей торгпредств, сотрудников дипломатического корпуса, и некоторых других определенных кругов.  Правда там ещё отоваривались советские специалисты работающие за рубежом и получающие валюту.
       Солдаты и сержанты призванные на службу из глубоких провинций,  офигевали от увиденного, и мечтали что-то купить, на дембель.    Особенно те, кто должен уйти на дембель в конце 1979 года.   Солдаты других призывов также мечтали, что их пребывание в ДРА скоро закончится, и они вернутся в Союз на Родину.  Но всё пошло по другому сценарию, написанному сатаной.
       В первой декаде сентября, батальон подняли по тревоге и выдали боеприпасы.  На взлетной полосе сообщили, что им предстоит лететь в Кабул.   Это было связано со сменой власти в афганском правительстве. Но в тот же день, десантникам батальона был дан отбой.   Причина заключалась в том, что самолеты с десантом на борту не имели возможности взлететь, на них были нацелены афганские зенитные установки, которые могли начать огонь.   Амин, который в тот момент уже был правителем Афганистана, дал соответствующее распоряжение войскам баграмского гарнизона.   Афганским зенитчикам была поставлена задача – расстреливать любой самолет, независимо от того, взлетает он или приземляется.
       7 октября 1979 г. на авиабазе произошло серьезное Чрезвычайное происшествие, -  погиб офицер особого отдела, капитан Чепурной.   По официальной версии, гибель Чепурнова произошла в результате неосторожного обращения с оружием.  Чепурной за пределами авиабазы  в состоянии лёгкого подпития, якобы стал рассматривать пистолет иностранного производства и случайно произвел выстрел в себя. 
        Гроб с телом погибшего был уже готов для отправки в Союз, но представители афганской военной администрации требовали вскрыть «груз-200».   Такая оскорбительная акция афганских властей объяснялась политикой нового президента - Амина, который требовал вскрывать все подозрительные грузы.
       Отправкой «груза-200» в Союз руководил генерал -лейтенант Гуськов, заместитель командующего ВДВ.   Несмотря на его протест, афганцы вскрыли гроб с телом Чепурного, и убедившись, что в гробу погибший офицер, дали разрешение  на взлет.    На другой день гвардеец, командир батальона подполковник Ломакин был уволен из рядов Советской Армии.  Он не обеспечил выполнение приказа, о запрете личному составу, покидать расположение базы.