"Да будет вам! Великие они...Великая у нас была Нежданова, а все мы только хорошие".
Так говорила Наталия Ивановна Шпиллер, одна из жемчужин сталинской блестящей генерации оперных див, а впоследствии вокальный педагог, автор статей по вокальной педагогике.
Ну я бы сказала, что Наталия Шпиллер была не хуже Антонины Неждановой (можете сравнить архивные записи двух колоратурных соловьев примерно одного времени, хотя Нежданова старше, а что вообще нашли такого в Неждановой - я не очень понимаю)и что вообще величие это штука называемая таковой, утверждаемая в этом качестве откуд-то сверху, где незримо и незнаемо для нас, простых смертных, по таинственным критериям отбирают в великие и бессмертные.
Правильнее будет стряхнуть с себя гипноз назначенного сверху величия отдельных имён и идти своей дорогой, как у Маркса:"Иди своим путем, и пусть люди говорят что хотят".
P.S. Однако ища фотку для эссе, в яндекс-фотках, наткнулась на обложку пластинки в серии фирмы Мелодия:"Великие исполнители 20 века. Наталия Шпиллер". Так что Время-высшая инстанция...Но здесь воспроизвожу другую пластинку в серии "Из истории Большого театра СССР" . А вообще затёрты донельзя все эти градации значимости.
Аутентичное написание имени певицы:Наталия Шпиллер. Звезды оперы и камерного вокала прошлого - это целая эпоха. которая еще ждет своих исследователей и здесь не может быть мелочей.
И заодно улыбнётесь иронии Наталии Шпиллер. В интернете есть большое интервью Натальи Дмитриевны Шпиллер конца 90-х, в котором она вспоминает сталинское время.. В быту она наверняка была всё же Наталья Дмитриевна, через мягкий знак, что более по-русски, имя НаталИя, через и - это калька с французского Natali - Вообще у нее была интересная судьба и необычные родственники. Певица она превосходная и автор статей о вокальной педагогике.
С фото обложки пластинки, подтверждающее написание имени.
Ирония Наталии Шпиллер.
27/05/2021
http://proza.ru/2021/06/01/1890
О Наталии Шпиллер и о романсах Рахманинове
https://zera-cherkesov.livejournal.com/370265.html