Владимирская икона и оборона Руси

Галина Вадковская
Владимирская икона Божией Матери
...Древний образ, Владимирская икона, согласно Преданию Церкви написан ещё апостолом Лукой. Икона получила одобрение, благословение Пресвятой Девы. Любовь, кротость, милосердие излучают Младенец Христос и Его Пречистая Матерь. И так ярко выражены восточные черты лика Божией Матери.

Слава Богу, Владимирская икона несколько раз спасала Русь от беспощадным и кровавых нашествий  врагов.  Кроме того, Владимирская икона стала одной из особенно важных святынь Русской Державы как Третьего Рима. С 15 века она находилась в Успенском соборе Кремля, там перед Владимирской иконой совершались поставления в митрополиты и Патриархи. Перед Владимирской иконой венчались на царство русские цари, в том числе святой Государь Николай Второй. Когда совершалось избрание Патриарха Тихона, то Владимирскую икону перенесли в Храм Христа Спасителя.

3 июня 2021 года исполняется 500 лет со дня избавления Москвы от нашествия хана Гирея.
Ещё раз перелистаем страницы истории Руси...
В 1514 году было совершено обновление Владимирской иконы, и в память этого установлен новый крестный ход. В этот же день вспоминается чудесное избавление Москвы в 1521 году. Махмет Гирей вторгся в московскую область с крымскими, ногайскими и казанскими татарами. Великий князь Василий Иоаннович еле успел выйти с войском к Оке, чтоб остановить дальнейшее движение татар. Татары свирепствовали на пространстве от Воронежа до Нижнего и от Нижнего до Москвы-реки: они брали в плен женщин и девиц, убивали детей, во множестве продавали пленников в рабство, святотатствовали в храмах... Наконец, Гирей остановился в виду Москвы и стал жечь окрестные деревни. Москва была в величайшем смятении. Опять надеялись все не на силу человеческую, а на Божье заступничество. Один юродивый Василий в полночь со слезами молился Богоматери о спасении Москвы. Вдруг услышал он сильный шум. Почудилось ему, что соборные двери растворились сами собой, Владимирская икона, поднявшись с своего места, вышла через двери из собора, и был от нее голос: «Выйду из града со святителями». И тогда церковь на миг осветилась пламенем, который тотчас же погас.
В ту же ночь было видение одной слепой инокине Вознесенского монастыря. Видит она, что из Кремля в Спасские ворота идет целый священный собор. Идут святители и другие сияющие праведники, и несколько человек из них несут чудотворную Владимирскую икону. Когда они выходили из Спасских ворот, вышли от Ильинки преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они упали в ноги святителям и спрашивали их, на кого они оставляют город в такой беде? Святители отвечали: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Господь же повелел нам не только выйти из города, но и вынести с собой чудотворную икону Пречистой Его Матери; ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, почему Бог и попустил придти варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу». Упав в ноги московским чудотворцам, преподобные Сергий и Варлаам стали умолять их, чтоб они смягчили гнев Божий. И вняли святители неотступным просьбам, отпели молебен пред иконой Владимирской, осенили город крестом и вернулись в Кремль, неся с собой обратно икону Владимирскую.
И на этот раз заступлением Богоматери Москва была спасена. Татарам показалось вдруг, что вокруг города стоит громадное количество войска; весть эта дошла до хана; он послал удостовериться в этом, и посланным этим привиделось войско еще более сильное, чем первым. Тогда хан послал одного из своих приближенных. Тот вернулся в трепете: «Бежим немедля, — вскричал он, — от Москвы идет на нас неисчислимое войско!» И тогда татары бежали.
Трогательный тропарь Владимирской иконе прекрасно выражает живую радость многократно освобожденного от гибели города:
«Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону. К ней же мы ныне притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о, Пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, а избавит град сей и вся грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко милосерд" ( По книге Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных
   Что сохранило нам Предание об этом образе Богоматери? Сначала икона пребывала в Иерусалиме, но в 450 году от Рождества Христова в царствование императора Византии Феодосия Младшего была перенесена в Царьград.
Эта чудотворная святыня, древний образ Божией Матери Патриарх Константинопольский Лука Хризоверг прислал в дар князю Юрию Долгорукому, основателю Москвы из Византии в 12 веке. Сын Долгорукого, святой князь Андрей Боголюбский по откровению свыше, перенес эту икону во Владимир, где построил Успенский собор, образ начали называть Владимирским. От иконы проистекало множество чудес. До нас дошло "Сказание о Владимирской иконе Божией Матери", согласно Преданию, оно написано самим благоверный князем Андреем. Одно из чудес имеет отношение к семье князя: "Через некоторое время подоспел праздник Госпожин день. Князь же Андрей стоял в церкви на утрене и пел со всеми, а сердце у него болело, потому что княгиня его не могла разрешиться ребенком: дня два тяжко мучилась. По окончании службы он омыл водою икону Пресвятой Богородицы и ту воду послал княгине. Она же выпила этой воды и родила здоровое дитя, и сама стала сразу здоровою по молитвам святой Богородицы". В 1164 году святой Андрей Боголюбский и все его войско взяли в поход против исламского государства Волжской Булгарии Владимирскую икону и молились перед боем, по молитвам Божией Матери русские одержали победу.
Потомки Долгорукого, московские князья, перенесли Владимирскую икону в Москву. Князь Василий Дмитриевич, сын святого Димитрия Донского и жители города Москвы ожидали с трепетом, боясь грозы и наказания Божия - нашествия железного хромца, Тамерлана (Тимура), которые покорил уже многие страны и народы, пришёл на Русь, опустошил её южные рубежи, взял Елец. Вот в это время и пришла в Москву из Владимира икона. Бережно несли её священнослужители, а русские люди падали на колени в дорожную пыль и с плачем умоляли: "Матерь Божия, спаси Землю Русскую!" На подходе к Москве во время отдыха Тамерлану явилась Сама Пресвятая Богородица в окружении воинства Небесного и грозно повелела уйти. Тамерлан, проснувшись, расспросил своих подданных об этом сне и узнал, что ему явилась Мать Русского Бога. Он в испуге отступил от Москвы. Это произошло в 1395 году, тогда 8 сентября крестный ход с Владимирской иконой был торжественно встречен в Москве. И уже в 1397 году в честь этого события Василий Дмитриевич основал Сретенский монастырь, где первоначально была поставлена икона.
В 1480 году, когда по молитвам перед этой же иконой ушёл без боя от Угры после стояния русского и татарского войск хан Ахмет и окончилось 200-летнее иго, Владимирская икона была помещена в Успенском соборе Кремля.
В 1918 году коммунисты вытащили Владимирскую икону из иконостаса Успенского собора. Сначала она была передана в Государственный музей, потом в Третьяковскую галерею. В 1993 году Владимирскую икону разрешили перенести в храм святителя Николая в Толмачах рядом с Третьяковской галереей. Владимирская икона - чудотворный православный  образ и одновременно великий национальный символ русского народа.


Вот что пишет о судьбе Владимирской иконы чтец храма святителя Николая в Толмачах (в настоящее время - священник) Алексей Лымарев на сайте этого храма: "Празднование 1000-летия Крещения Руси вновь повернуло культурную и политическую жизнь лицом к Церкви. Это проявилось в осен­ние трагические дни 1993 года, когда наша страна переживала один из самых сильных по­литических кризисов, который мог вполне пере­расти в гражданскую войну. В те дни Святей­ший Патриарх Алексий II обращался к проти­воборствующим сторонам и ко всем соотече­ственникам: «Россия на краю пропасти. Сегод­ня может распасться Русская держава. Слезно прошу не допустить кровопролития. Одна вы­пущенная пуля может привести к катастрофе, кровавое эхо которой прокатится по всей стра­не. Всех христиан прошу молиться о спасении России. Пусть и те, кто ни разу в жизни не об­ращался к Богу, обратятся ныне к Нему. Гнев Божий пролился на Россию. Прошу всех, кто держит в руках оружие: будьте милосердны к ближним своим! Не позволяйте духу ненависти лишить вас разума!» В особо тяжелые дни кри­зиса, по прошению Святейшего Патриарха Алексия II, из Третьяковской галереи в Богояв­ленский кафедральный собор перенесли Влади­мирскую икону Богоматери. После совершения литургии Святейший Патриарх в сослужении членов Священного Синода совершил молебен перед чудотворной иконой: «Матерь Божия! Заступница наша! Ты никогда не оставляла России и всегда спасала народ наш. Не оставь нас и ныне. Смиренно прибегаем к Тебе: умоли Бога и Сына Твоего, да помилует и спасет Русь». На следующий день произошло воору­женное столкновение у Белого Дома. Но на этом кризис закончился, и лишь благодаря заступничеству Царицы Небесной это противо­стояние не перешло в крупномасштабную граж­данскую войну.
Восстановление храма Святителя Николая в Толмачах открыло возможность для возвра­щения Владимирской иконы православным людям. 8 сентября 1996 года, в день Сретения Влади­мирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение храма. На время богослу­жения в храм была перенесена Владимирская икона. В декабре 1998 года было принято реше­ние об окончательном переносе иконы в храм-музей Святителя Николая в Толмачах, который является домовым храмом Третьяковской га­лереи. Для сохранности святыни был изготов­лен специальный киот. В конце 1999 года икона была окончательно перенесена в храм Святителя Николая в Толмачах, где и находится до настоящего времени и где верую­щие имеют возможность поклониться этой ве­ликой святыне и испросить пред нею молитв и заступления Пресвятой Владычицы нашей Бо­городицы".

Потому православные России молятся Божией Матери и надеются, что Владимирскую икону вернут в Успенский собор Кремля, а сам собор перестанет быть музеем и также будет передан верующим. Кроме того, надеются на возвращение иконы Троицы преподобного Андрея Рублева в Троице- Сергиева Лавру и Донской иконы в Донской монастырь из Третьяковской галереи. Эти святыни особенно дороги русскому сердцу. Всегда, во все времена при нашествии татар или поляков, или немцев русские люди сердцем обращались к чудотворным иконам Божией Матери, надеясь на Её покров:
 Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.

Стало солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил.
Приходил одноногий прохожий
И один на дворе говорил:

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».
(Анна Ахматова, 1914 год)

Галина Сиротинская