36. Аверины и Поповы

Косолапов Сергей
   А вот это фото я увидел совершенно случайно, но в памяти тут же всплыли воспоминания о детстве. На нем запечатлены две семьи, жившие в Усть-Выми и уехавшие из села в начале семидесятых: Аверины и Поповы. Напишу то, что помню о них, хотя помню, честно говоря, о них не так уж и много.

   Людмила Сергеевна Аверина работала в Усть-Вымской средней школе учителем русского языка и литературы, и преподавала в старших классах. Многие выпускники тех лет помнят ее как любимого учителя, а еще доброго и отзывчивого человека.
   Муж ее Михаил работал в совхозе на должности инженера. Помню, как один раз он подошел к нам, ребятам, когда мы разглядывали далекие всполохи молний, и неторопливо - интересно и доступно, рассказал нам о природе возникновения молний, звуке грома и прочих физических явлениях. Хороший был мужик, молодой, но очень вежливый и уважительный.

   Из Усть-Выми Аверины уехали в начале семидесятых. Вначале в Заволжье в Нижегородскую область, потом вернулись и работали в Жешарте, а через некоторое время уехали в Заволжье вновь и уже окончательно. Говорят, что Людмила Сергеевна, там и умерла, еще не успев состариться. Попросила мужа отвезти ее на дачу, вышла утром послушать птиц на крыльцо, села в кресло, а когда Михаил вышел к ней из дома, то увидел, что она уже мертва. Красивый, но очень грустный конец…


   Поповых я помню гораздо хуже. Он, Попов (я, к сожалению, не помню ни их имен, ни фамилий) работал тоже каким-то инженером в совхозе, а вот его жена – в том самом детском саду, где мы и воспитывались. Их дочь – Люда Попова ходила с нами в садик в одну группу, а потом пошла с нами и в школу. Еще в садике Люда мне очень нравилась. Очевидно, из-за избытка чувств я совершил тогда довольно опрометчивый поступок – поцеловал ее в щеку. Когда вечером в детсад за мной пришла старшая сестра, Люда вышла к ней в раздевалку и громко сказала:

   - А ваш Сережа меня сегодня поцеловал!

   После таких слов я, как честный человек, должен был на ней непременно жениться, но Поповы уехали из Усть-Выми в самом начале семидесятых и уже больше никогда не появлялись ни в Усть-Выми, ни вообще в моей жизни. Вот такие короткие воспоминания про эти две семьи вызвало у меня это фото.

   Вообще, как я уже говорил выше, можно вспомнить и рассказать о многих и многих замечательных людях, живших в Усть-Выми, так или иначе связанных с ним, запомнившихся какими-то поступками (лучше, конечно, хорошими и добрыми!), и, поверьте, рассказ этот будет нескончаем и интересен. Плохо одно – нельзя объять необъятное, а поэтому я вынужден закончить повествование этой части главы и перейти к следующей – про клички и прозвища.

  Фото: На устьвымском лугу слева направо: Михаил и Людмила Аверина и супруги Поповы. Фото начала 70-х гг.из семейного архива Размановых.

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/28/551