Фрагмент 23 Мой папа самых честных правил...

Феликс Сажин
Глава 1. Мечты сбываются.

Примерно за два года до того времени, когда мы с Потапом "находили и теряли" , с моим отцом произошла подобная история.
 Но чтобы понять, что привело к кульминации данного сюжета, давайте вернёмся немного назад, лет так на девять. Как говорится, окунёмся в контекст жизненных ситуаций, чтобы понять цепочку последующих событий.
 
 Так вот, в то далёкое время, когда я только переступил порог школы и  начал грызть гранит науки, изучая букварь, мой отец Анатолий Павлович, будучи капитаном гидрографического катера, пребывал в доке судоремонтного завода. Это было ещё до того, как он уехал на перегон нового судна. Шёл 1978 год.

  Когда заканчивался ремонт катера, к отцу в каюту заглянул главный строитель, чтобы подписать ведомости выполненных работ. И состоялся такой диалог:
-Палыч,  перед выходом отгрузим тебе на корму остатки железа.
-Хорошо Григорич, грузите. Много там? - спросил капитан.
-Можем и больше, если надо? Помню, ты говорил, что технику собираешься приобретать, о гараже мечтаешь.
-А что, и доска с жестью есть? - решил не упустить представившейся случай, предприимчивый хозяин каюты.
-У нас всё есть, как говорится, было бы за что.
-Литр белой, литр красной. Думаю, договоримся, - намекнул строитель.
-Да не вопрос, - по деловому принял предложение капитан.
-Я имею в виду канистру шила, C2H5OH, и считай, железо, дерево, жесть, уголок у тебя уже на борту, - расхвастался любитель спирта, предвкушая весёлые вечера.
-Договорились.

Стармех выдал главному строителю канистру шила.
К обеду обещанные стройматериалы были загружены на палубу. И как оказалось, никто толком не считал количество 2х миллиметровых листов прокатного железа.
Его оказалось на два гаража, размером под автомобиль "Волга," как тогда обычно мерили объёмы. И на один гараж: доска и жесть.
Вот такой социалистической бартер, все довольны, и никакого ущерба).
 Один комплект железа достался другу моего отца, Мати-Пати. Так кликали дядю Славу, по фамилии Матипаненко. Вместе они сварили ему большой гараж, прямо на территории совместной дачи. А батя, сколотил себе деревянный гараж с покатой крышей и обил его  новой жестью.
А вот вторую половину железа и уголка решили на время законсервировать. И так как помещения для хранения четырёхметровой стали у отца не было, решили закопать его под забором прямо на даче.
Для консервации использовали старый резиновый спасательный плот и отработанное машинное масло.  Завернув и пролив маслом каждый лист, закопали "клад" до лучших времён...

    Да, теперь я понимаю что такое гены. Гаражи, мотоциклы. Достать, найти, построить, собрать, разобрать, приобрести, закопать... Я приобрёл эти глаголы по наследству.


Глава 2. Иж Юпитер-3 с коляской.

На следующий год дед Павел помог своему сыну,  моему папаньке (как я любил называть своего отца) купить мотоцикл с коляской Иж Юпитер-3.
 С тех пор в нашей семье появилось механизированное  средство передвижения.           До этого, мы всей семьёй передвигались на спортивных велосипедах.
Я, как младший, садился на раму к маме, а  сестра  садилась к отцу, на самодельный багажник.
И так, всей семьёй, мы ездили на море или в гости к деду с бабушкой.
 Не могу не упомянуть, как однажды возвращаясь с такого велосипедного путешествия, я сидя на раме и держась за руль, сосредоточил свой взгляд на крутящимся колесе, и сунул носком ботинка в мелькающие спицы. Не помню, почему я не сломал ногу, наверно ботинки были крепкие, но то, что мы  с мамой улетели в кювет, это чётко отпечаталось в глубинах моей памяти.
Велосипеды родители хранили в маленьком железном гараже, из которого они и были угнаны в одну из ночей злоумышленниками.
 На несколько лет мы были лишены транспорта.

 И вот, такая роскошь! Мотоцикл с коляской!
Как же мы были рады такому приобретению.
  Чтобы куда-то поехать всей семьёй, я прятался под брезент коляски, в ногах у Юльки, моей сестры, которая сидела в кресле и пряталась от ветра за оргстеклом.
У родителей были красивые, по тем временам, мотошлемы с козырьком, а Юльке отец одевал каску, как у Моргунова в "Кавказской пленнице". Поэтому, я не очень обижался, что езжу под брезентом.
   - Уж лучше там, чем в этой позорной каске, - находил я плюсы своего положения,    - не хватало мне ещё одну кликуху получить из-за этого шлемофона.  Хватило уже "Филипка", из-за подаренной папанькой кепки,- рассуждал я, сидя в ногах сестры под брезентом.

А вот вдвоём с отцом я любил ездить. Тогда мне доставался шлем мамы, и я с гордостью садился в кресло коляски и ехал с высоко поднятой головой.
  В один из таких счастливых дней, когда мы с папанькой собрались куда-то ехать, я выбежал вперёд, вставил ключ и всем весом нажал на педаль стартера. "Ижак" заурчал, а я довольный тем, что отец доверяет мне, сел в  коляску и положа ногу на ногу, стал ждать. Верх коляски для удобства посадки двигался по полозьям вперёд. И захлопывался назад, закрывая по пояс пассажира.
 Вот, и сидел я, в тот раз, в открытой коляске, в ожидании поездки.
 Отец, сев за руль прогретого Юпитера, не глядя захлопнул верх коляски и...
   ... Крик, который раздался в момент захлопывания коляски, заглушил на мгновение рокот мотоцикла. Боль, которая пронзила мой указательный палец, напомнила мне удар электрическим током, когда я сунул его в дырку под розеткой.
-Ааа, отк-ры-вай!!! - что есть мощи орал я, попав пальцем в капкан захлопнувшейся коляски.
 Когда отец высвободил меня из плена, шок от боли, сменился шоком от увиденного раздробленного пальца. В первые секунды крови не было, поэтому я успел увидеть разорванный ноготь и чуть было не упал в обморок. В следующий момент хлынула кровь.
 Как же испугался мой бедный батька, так глупо нарушил технику безопасности, и покалечил собственного сына.

 Но нет худа без добра!
Когда рана зажила, я обнаружил что ноготь правого указательного пальца вырос искривлённый, и более того, из-за повреждённой надкостницы постоянно нарастал сверху второй слой.
  И так как это случилось в первом классе, то у меня выработалась привычка:с тех пор, лево - это гладкий ноготь указательного пальца, право - ноготь рябой, и так поныне.
 По команде направо и налево, я автоматически средними пальцами обоих рук трогаю ногти указательных пальцев.
Это стопроцентно, тактильное определение, ни разу не подвело меня в армии, где команды на лево и на право звучали каждый день. Многие путали, особенно поначалу. Но только не я - обладатель тактильного определения  сторон!!!
Так что спасибо отцу, хотя и больно было, но практично, на всю жизнь.

Глава з. Лошадь.

Чуть раньше отца такой-же Иж Юпитер-3 приобрёл Мати-Пати. И они, как заправские байкеры, часто  передвигались в паре. Со стороны их можно было различить только по разным шлемам и по переднему обтекателю из оргстекла. У Мати-Пати был заводской, у нас - самодельный. Отец выгнул с помощью горелки полностью прозрачный, большой обтекатель, который закрывал от ветра во время движения.
 Но вскоре их мотоциклы стали значительно отличаться друг от друга.

А дело было так.
Как-то вечером после работы капитан  соседнего катера Евгений Смирнов попросил отца свозить его в Подъяпольск.
-Что за срочность, на ночь глядя? - спросил Анатолий Павлович.
-Да Сашка Арефьев, шурин мой, сегодня после нолей в рейс уходит, надо ему кое-что довезти. Выручишь?
-Ну раз такое дело, садись, поехали, может засветло успеем.
 Возвращались поздно, огненный красный закат давно сменился кромешной тьмой.

 - Толян, а что у тебя так фара плохо светит? - сидя в коляске, спросил Евгений.
-Да обтекатель не даёт нормально фару отрегулировать, - перекрикивая шум мотора и встречного ветра, объяснял рулевой, - вот и светит на дальнем себе под нос, хуже ближнего. Я-то по ночам и не ездил толком.
 -Смотри, осторожнее, дорога тут извилистая, - начал переживать пассажир,- не видно ни зги.
 В какой-то момент в зеркало заднего вида стал попадать свет догоняющей машины.
 - И так хоть глаз выколи, а тут ещё этот слепит, - бурчал себе под нос ночной байкер, периодически оглядываясь, чтобы оценить воочию дистанцию, так как зеркало вибрировало и не давало точно определить расстояние.

 - Что это? - услышал он испуганный голос из коляски. Но уже в следующее мгновение произошло нечто непонятное.
 То, что это столкновение, отец понял сразу. Но с чем?
 Искры из глаз от удара в лицо в конец ослепили слабовидящего  рулевого. Но то, что не было видно, было отчётливо слышно, несмотря на шум моторов.
 - Ии-го-го, - ржала поверженная лошадь,  закрыв своей тушей бедного Женьку в коляске и судорожно пытаясь соскочить с ещё двигающегося по инерции искорёженного байка.
 Всё это происходило считанные секунды, но запечатлелось как в замедленном страшном кино.
 Очнувшись, отец не увидел оседлавшую их лошадь и не услышал никакого движения в смятой коляске.
-Женька, ты жив? - начал кричать виновник ДТП, пытаясь разглядеть сквозь тьму последствия происшествия.
 Минуту спустя, подъехал "Запорожец", яркий представитель украинского автопрома, ,  осветив фарами мотоцикл с пострадавшими, помог воочию оценить ущерб.
 - Палыч, что это было, - наконец-то пришёл в себя Женька.
-Слава Богу, что живой, - вслух, произнёс атеистически воспитанный капитан, - считай второй раз родился, такую тушу на коленках прокатил, -  уже не сдерживая смех, то ли от шока, то ли от ситуации с лошадью, шутил отец.
 Столкновение произошло в районе городской свалки, куда и направлялся блуждающий табун.
  Попутный Запорожец взял искорёженный мотоцикл на буксир и потихоньку, под свет своих тусклых круглых фар, отбуксировал пострадавших домой.

Ремонт занял всю зиму и  немного весны.
 Магазинов автозапчастей, в то время не было, особенно в нашей дальневосточной глуши.
 Железный конь изрядно пострадал от столкновения с живой лошадью.
 Фара, обтекатели, переднее крыло, повторитель на крыле коляски были безвозвратно утрачены.
 Стал подтекать бензобак в районе крепления к раме.
Верхняя движущаяся часть коляски, раздробившая мой палец и спасшая Смирнову жизнь, была похожа на смятый теннисный шарик.
 
Фару удалось достать, теперь она была белая, в форме яйца. Бензобак был проклеен эпоксидной смолой. Повторитель отец смастерил самостоятельно, а на выдвижной части отрихтованной коляски красовался знак олимпиады, вылепленный синей изолентой. Олимпийский знак, прикрывая огрехи кустарной рихтовки,  своего рода оракал того времени, стал отличительной деталью нашего железного коня.

Глава4.
Выгодное предложение.

 Прошло несколько лет. Отец пригнал с Польши новое судно. В это время мама получила новое жильё.
Гараж вместе с семьёй переехал в новый район и стоял теперь рядом с кирпичным зданием электрощитовой, в шаговой доступности от нового дома. Чтобы слишком не выделялся, перекрасили его из зелёного в серебристый цвет.
 Верный железный конь "Ижак" с  оракалом, продолжал исправно служить  нашей семье. Его старые раны, конечно, напоминали о себе. Периодически, приходилось подклеивать бензобак и обновлять изоленту олимпийского знака. Были и другие поломки за время эксплуатации, но  отсутствие автомагазинов в то время заставляло более бережно относиться к технике.

  Как-то сидели мы во дворе с дедом Павлом в Крыму, а отец сливал со столитровой бочки через шланг в канистру бензин.
Ближайшая заправка находилась в 20 километрах от нашего посёлка, а бензин А76 стоил тогда 6 рублей за двадцать литров. Поэтому дед, при любой возможности, прокручивал выгодные сделки с  водителями грузовиков ЗИЛ 130 и ГАЗ 53 и скупал бензин по 3 рубля за канистру.
   - Толик, тут давеча участковый заходил, Сашка, спрашивал, когда приедешь, - вспомнил дед Павел, плюнув на недокуренную папиросу и тщательно, круговыми движениями затушив её о штакетник забора.
-Чё хотел? -  перекрыв пальцем шланг, повернулся в нашу сторону отец.
-Говорит, выгодное предложение к тебе имеется.
-Интересно??? - почесав затылок и вернувшись к своему занятию, произнёс батя.

  Сашка-милиционер, как многие его называли, остался в Крыму после службы, которую проходил здесь же. Пригрела его местная жительница, старше его лет на десять.
Так, после демобилизации, он и стал участковым.
Он был высоким, худощавым и приветливым к жителям. Лет ему было, наверное,  30 с гаком. Своим длинным ростом и формой он напоминал мне дядю Стёпу, милиционера из экранизированного Советского мультика на стихи Сергея Михалкова.
 
-Пап, так вон он как раз и идёт, - увидел я дядь Сашу, идущего со стороны почты.
 - Зоровеньки булы, - помахал ему папанька, в очередной раз передавив пальцем шланг.
 - Здоровей видали, - поддержал Сашка фольклорное приветствие и продолжил, - Слушай, Палыч, дело у меня к тебе есть, так сказать, заманчивое предложение.
-Ну говори уже, не тяни, что там у тебя?
 - Да дело тут такое, - начал было участковый, оглядываясь по сторонам, -мне бы с глазу на глаз.

-А ну-ка внук, пошли в хату, - предложил мне дедушка, - пусть мужики обсудят серьёзные вопросы.
-Ну, чо вы, я тоже уже не маленький, - пытался я сопротивляться , желая быстрей удовлетворить своё любопытство.
-Пошли уже, - взял меня за руку дед и начал очень любимый мною шутливый диалог.
-Мы с тобой шлы? - спросил он.
-Шлы, - подхватил я знакомую шутку, шагая с дедом и радуясь жизни.
-Кужух нашлы?
-Нашлы.
-Я тэбе его дал?
-Дал.
-Кохо?
-Кужух, - выражая удивлённую эмоцию, продолжал я вести любимый мною диалог.
-Який?
-Ну мы с тобой шлы? - теперь начинал я с начала.
-Шлы, - отвечал дед.
-Кужух нашли?
-Нашли.
-Ты мне его дал? - напоминал я.
-Дал.
-Кого?
-Кужух, -  удивлённо  продолжал дед.
-Який? - смех разбирал меня от этого разговора, и все обиды отходили на второй план.
И так, продолжалось пока не надоест.

А в это время возле сарая состоялся такой разговор:
-Толик, - по-свойски обратился Сашка, - я вот что хочу тебе предложить.
-Ну, ну, давай выкладывай.
-Понимаешь, какая история, - начал издалека свой рассказ милиционер, - недавно одного хмырика на этап отправляли, так он подозвал меня и ключи от гаража суёт.
-Я ему: «Что это?» А он мне и говорит: «Хороший ты мужик, Александр Иваныч, возьми, мне уже, походу не пригодится, гараж у меня с мотоциклом остался, не на ходу правда, но если сделаешь, катайся на здоровье» . Ну и объяснил, где гараж находится.
-Иии, - вопросительно протянул Анатолий.
-Что и? Не соврал, оказался гараж на месте, внутри мотоцикл, Юпитер . Только серии первой, немного старше твоего, ну и перекрашенный вручную.
-А я-то в технике слабак, сам знаешь, короче, посмотрел, понял, что сам я починить его не смогу. Ну и поменяв замок на воротах, решил, пусть будет, может когда и пригодится.
 - Так, а я здесь причём, чё-то не соображу никак. Ты хочешь, чтобы я помог починить или предлагаешь купить? - спросил мой отец.
-Да нет, боже упаси, - отрицая, отсёк два вопроса мент и продолжил, - просто, мистика какая-то происходит с этим гаражом. Прихожу через неделю, как замок сменил, смотрю, а там новый в петлях болтается. Ну, я долго не думая, пошёл другой купил, сбил, поменял. Прихожу в следующий раз, не поверил глазам, опять другой замок.
И ты понимаешь Палыч,  внутри-то всё на месте. Ну, думаю наглости у кого-то нет предела. Опять меняю, - продолжил рассказ возмущенный участковый.
-И кто же это делал? - попытался ускорить развязку мой батька.
-Да в том то и дело, что поймать не могу, уже и в наружке сидел - безрезультатно. Прихожу через время: замок сбит, весит другой. У меня уже зла не хватает, ну надо же каков наглец, чтобы так представителя власти доставать, - выпучив грудь вперёд, начал хорохориться участковый милиционер, - поймаю засажу, это ж по-любому подельничек его борзеет.
-Так, а от меня ты, что хочешь? - никак не мог сообразить Анатолий.
-Хочу тебе безвозмездно отдать этот мотоцикл, - запчасти сейчас в дефиците, разберёшь, тебе до пенсии хватит, - раскрыл своё выгодное предложение Сашка.
-Ага, я понял тебя, ты хочешь, чтобы я теперь замки менял на этом странном гараже?
-Да причём тут гараж? - возмутился даритель, - подъедем, возьмём на прицеп и в твой гараж отбуксируем. Разберёшь, по полочкам разложишь, коляску выкинешь, пионерам на металлолом.
-Не пойму, а тебе-то какая от этого польза? – спросил, заинтригованный предложением, Толик.
 - Просто, хочу помочь хорошим людям, разве плохо. Гараж этот - одно название, а мотик жалко, если достанется этому неуловимому. Вот ему! - Сашка скрутил в кулаке фигу и демонстративно плюнул на торчащий большой палец. - Ну что по рукам, - вытерев об штаны руку, протянул он свою ладонь.
-По рукам, - не смог отказаться отец и скрепил договор рукопожатием.

Глава 5.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
 
Вскоре трофейный мотоцикл отбуксировали к нашему гаражу. Как и обещал Сашка-милиционер, дар был безвозмездный.
 - Так ты точно уверен, что всё законно? - ещё раз, для успокоения совести, спросил Анатолий Павлович.
-Обижаешь, я же где работаю?! - с гордостью подняв вверх указательный палец, возмутился участковый, - в милиции, так что спи спокойно. Ваша милиция вас бережёт, сначала посадит, потом стережёт, - заржал Сашка, вспомнив известную поговорку.
 - Как говорится от сумы и от тюрьмы не зарекайся, - парировал батя.
 
Следующие несколько дней ушли на разбор и сортировку запасных частей. Честно говоря, металлолом ещё тот, двигатель весь в старом закоксованном масле, сам корпус перекрашенный  от руки кисточкой в жёлто-синий цвет. Судя по паутине в карбюраторе, бензин туда давно не поступал.
 Но как говорится: "Дарённому коню в зубы не смотрят".
  Мати-пати попросил себе коляску, так как дно его люльки уже давно проржавело.
 - Толян, даю червонец за люльку и прямо сейчас забираю, договорились?
-Да, без проблем, заодно и обмоем, - принял  предложение Анатолий.
 Друзья разобрали мотоцикл до основания, раму решили пока отвезти на дачу, может когда и сгодится. Двигатель помыли, частично разобрали, сняли цилиндры, вынули поршни,
отсоединили карбюратор.
Каждая запчасть заняла своё место на полочках гаража. Колёсами украсили стены.

 Мати-пати в тот же день поменял коляску, а отец заменил бензобак.
 Довольные и счастливые они  решили обмыть это дело.
-Так, что это мы домой не идём? - услышали они  голос приближающейся Натальи, моей мамы.
-Сщи-щи-щи-щю, - просвистел  своё узнаваемое приветствие дядя Слава.
-А понятно, квасите уже, я так и знала, - возмутилась Наталья.
-Натуська, да не сердись, заходи, посмотри, сколько у нас теперь запчастей, - обвёл рукой по полкам предприимчивый муж, - до пенсии хватит.
-Авантюристы, - сделала вывод Наталья, -ладно, не задерживайтесь допоздна и много не пейте, Славке ещё через весь город домой добираться.
-Да не волнуйся, буду вовремя,- проводил Анатолий любимую жену.
 - Молодец твоя Наталья, с полуслова понимает, - похвалил жену друга Славка и опрокинул очередную рюмку, - ух, хорошо-то как жить!
-Да, а хорошо жить ещё лучше,- поддержал тост Толик.

Как-то субботним утром мама попросила отца съездить за хлебом в дальний магазин, так как ближайший был закрыт.
 - Хорошо, я мигом, - взяв шлем, хлопнул дверью папанька.
Мама хлопотала на кухне, что-то готовила, после обеда собирались в Крым и на дачу. В суете как-то не заметила, что прошёл уже час, а отец так и не вернулся. Расстояние-то до магазина, всего пару километров, а то и меньше.
-Да куда же он запропастился? - начала  волноваться она.
Стрелки часов с каждым разом всё громче тикали в висках. Прошло два, три часа, а его всё нет.
 - С ним что-то случилось, - предположила вслух встревоженная жена.
 Мобильников в то время не было, поэтому воображение могло рисовать какие угодно картины. Но то,  что произошло на самом деле, никто даже и предположить не мог.

Отец, купив хлеба, в радостном расположении духа, насвистывая любимую мелодию, возвращался к своему средству передвижения.
 Когда место стоянки открылось взору, он не сразу понял, что происходит.
Дело в том, что на месте водителя на мотоцикле восседала пышная дама бальзаковского возраста.
 - А что это вы делаете на моём мотоцикле? - прекратив насвистывать, спросил с недоумением хозяин.
-Да нет, - покачивая из стороны в сторону головой, ответила самоуверенная захватчица, - я на своём мотоцикле сижу, по крайней мере этот бак, - похлопала она ладошкой по крашеному бензобаку, - мой.
Бедный отец, он чуть сквозь землю не провалился от стыда. До него вдруг дошло, кто был тем таинственным сменщиком замков.
-Ну что, добровольно в милицию поедем, или сюда наряд вызывать? - с угрозой в голосе спросила потерпевшая.
Взяв себя в руки, Анатолий, вежливо начал излагать факты.
-Хорошо, поехали, тоже самое повторите под протокол, так сказать с повинной, - не шла на компромисс женщина.
-Да поехали, мне нечего скрывать, - предложил отец, вспомнив гарантии, которые давал участковый.
 
Домой отец вернулся, только к вечеру.
Мама, успокоившись от перенесённого стресса, начала расспрашивать подробности происшедшего.
-Вот вляпался, - ругал сам себя папанька, - это ж надо, чтобы так угораздило.
-А я тебе говорила, не связывайся ты с этим Сашкой. У него же на лбу написано: авантюрист. И что теперь?
-Что, что? Еле уговорили потерпевшую не писать заявление, это такое пятно на органы. Короче, удалось договориться, но при одном условии: собрать, поставить на ход и вернуть на место. Ты представляешь? Там же ни одной путной запчасти нету.
-И что?
-Что, что? Сашка согласился, что ему остаётся, даже если соберём, с работы его задним числом уволят. А нет, так и того хуже, может и по этапу за хмыриком этим, который ему такой подарочек вручил, поехать. Короче, выбора нет, придётся восстанавливать эту рухлядь. Да ещё срок установили, за три дня.
-Вот завтра Славка "обрадуется", коляску-то свою, старую, он на свалку выкинул,-выходя из кухни, добавил уставший отец.

Вот так, с самого начала, с голой рамы, начали они реставрацию этого ретроцикла. Мати-пати, конечно, сначала матерился, возмущался, потом ржал истерично, понимая, что сам мог попасть в такую ситуацию с крашеной коляской. Но, всё-таки пришёл помочь своему товарищу. "Настоящий друг любит во всякое время, он брат рождённый на время бедствия": гласит библейская мудрость.
Сашка - бывший милиционер, мог только помогать в роли принеси - подай. Но как бы то ни было , они смогли дать новую жизнь этому Ижу.
На третий день он урчал возле гаража и вскоре своим ходом вернулся к своей прежней владелица.
Сашку с органов погнали, после чего он уехал на родину, оставив свою возлюбленную.
Больше мы его не видели.

Клад из прокатного железа пролежал в земле почти двадцать лет. В 1996 году,  через нескольких лет после того, как бросили дачу, мы достали его из под выросшего частокола маньчжурского ореха. Вытаскивали, буксируя грузовиком с помощью троса.  Это железо так и не стало гаражом, а уже двадцать пять лет застилает полы большого кирпичного гаража.
 Да, бесплатный сыр бывает только в мышеловке: сделал вывод мой дорогой папуля, на всю жизнь запомнив урок с халявными запчастями.

Р. S. 14.05.2021г.во время написания этого фрагмента, в возрасте 77лет умер мой дорогой и любимый отец. Наш добрый, бравый капитан...