А при чём тут Чинтамани?

Ольга Винникова
       Таинственный камень Чинтамани не сразу привлёк моё внимание. Всё началось, пожалуй, с просьбы сразу нескольких людей написать хотя бы статью о трёх матерях времени. Просьбу я выполнила. На статьи посыпались отклики и среди всего прочего была фраза, на которую одна глазастая читательница обратила внимание:

       «А как любовно, с присказкой, при поисках называли этот камень прежние хозяйки-мастерицы затерявшийся среди своих рукоделий: “Чи та мама, чи та Маня”. В современной интерпретации это приблизительно звучит как “Где ж ты Мама, где ж ты Маня…”. Второе имя древнерусской дохристианской Богини Макоши, я точно знаю – Мара, так что осовремененная присказка до сих пор хранит её уменьшительно-ласкательное имя Маня. Естественно, камень скрывали от людей, чтоб не дошло до ушей христианских священников, иначе было бы худо его владелицам. Его зашивали в виде ладанки, носили на шее “за пазухой”…»
       В личной переписке женщина указала именно на эту строчку - “Чи та мама, чи та Маня” - и задала вопрос, который на первый взгляд меня позабавил: “Уж не идёт ли здесь речь о таинственном камне Чинтамани?” Конечно же мне приходилось слышать и о неком легендарном камне, видеть картины Рериха на эту тему. Ну посмеялась и, казалось, забыла. Потом снова вернулась к этому делу – сработал чисто математический анализ: из 9-ти букв всего лишь одна добавка. Она может существовать как изменённый вариант падежа или же как национальная окраска в произношении слова.

     Попробовала восстановить для себя, что вообще известно об этом конкретно и из каких источников. Оказалось, что это легенды Востока. Реальных артефактов там не существует только графические описанные изображения. Причём, они в разных странах на координально разительны: в Индии это некая священная фигура-мантра; Тибете – это фигура с 8-ю гранями и 5-ю плоскостями; в Монголии – это камень с 8-ю гранями и 6-ю плоскостями, у Рериха - вообще сумбур - то ли это бесформенный метеорит, то ли это октаэдр (судя по картинам).
     Вывод напрашивается только один: хранители легенд артефакт в глаза не видели. И вообще, создаётся впечатление, что рассказывали разные люди как могли своими словами об одном и том же, но понимали и запоминали их по-разному.
     Кстати, монгольское описание вполне подходит под наш старинный каменный шаблон для разметки ромб-вышивок, см. фото-заставку в статье "Забытые символы севернорусского орнамента. Часть 1"  http://proza.ru/2013/11/07/338 .

     И была в поездке по Алтаю. Весь край обойти своими ногами просто невозможно даже за две-три поездки, поэтому больше расспрашивала про подобные камни ромбовидной формы, что скорее всего они могут быть не совсем правильные: надеялась на существование неких сходных "мегалитов". На моё счастье попалась  женщина, которая видела подобные большие камни по правому берегу реки, что берёт начало от озера под г. Белуха. Эти таинственные камни считаются священными, поскольку на них есть некие странные письмена (возможно на тибетском). Но даже не это главное. Главным оказалось название этих камней в народе: <<каплицы>>. Удивление моё было потому велико, что абсолютно этим же словом ещё в прошлом веке назывались католические храмы. А вот в Сочи попался человек, в разговоре с которым узнала, что долгое время в их краях мусульмане нынешних христиан в прошлом долгое время называли… католиками. Выходит какая-то жуткая мешанина, но она расставила в моей голове некий знак равенства между христьянскими и католическими "каплицами". Возможно, это приходилось на исторический момент единоверия?

    Возвращались через первопрестольную. Привели детей в центр столицы. Стою с детьми на главной площади страны: Москва, кремлёвские стены, Лобное место... Тут ребёнок говорит да показывает на храм, который нарисован в их учебнике по ОБЖ, называет "Храм Василия Блаженного". Вздыхаю. Беру ребёнка за руку, подвожу к самому храму, где на чугуниевой плите покоится надпись ”ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЧТО НА РВУ”. Пытаюсь рассказать, что ИСТОРИЧЕСКИ храм поделён на девять частей, 9-ть пределов, посвящён нескольким святым, трём патриархам, святой троице. Единственный храм в стране, где исторически не существовало аналоя. Все они неотапливаемые. Более современным 10-м был пристроен предел Василия Блаженного и лишь он один из всех имеет отопление. Весь он в целом посвящён Покрову Пресвятой Богородицы поскольку вид сверху напоминает рисунок платка Богородицы - ромбическая решётка с точками внутри по центру. Ровно на этом самом месте словесно ”спотыкаюсь”, глядя на табличку со словами ”…покров пресвятой Богородицы”. Соображаю – «покров» - часть верхней одежды, головное убранство и по совместительству таинство. Вот же ж... 

       Я же много раз видела в детстве старенький справочник ”По Кремлю”, столько раз разглядывала картинку храма - схему его вида сверху, но ни разу не пришла мысль о ВИДЕ ЕГО ФУНДАМЕНТА и сопоставить с привычными севернорусскими вышивками, где есть такая же схематика о девяти ромбиках. Почему? Потому что речь уже идёт не о виде здания сверху, а о его сердце - фундаменте о девяти частях-заливках (скорее всего замковым способом, как это делалось в подошвах маяков). Перепевание этих орнаментов до сих пор идёт в различных вариациях на одежде, вышивках, вязаниях: девять ”камней” в основании фундамента храма, состоящего из 9-ти пределов… и 9-ть камней из которых состоит, согласно легендам, камень Чинтамани должен напоминать плод, сердце…

       Стою, смотрю и придурковато улыбаюсь, перебирая в мыслях все известные приметы <<Чинтамани>>:
    * ”При приближении врага треск издаёт.” Ну да, с колокольни-то ещё какой будет треск!
    * ”Исполняет желания.” А как же! Почему бы и нет, если очень горячо помолиться?!
    * ”Приходит в руки правителей и уходит.” А что? Становится правителем – храм в его руках, уходит с поста – уплывает ”камешек”.
    * ”Источает свет пяти цветов.” Собор и вправду разноцветный: красно-бело-сине-жёлто-зелёный. Итого: пять цветов.

    На Руси в старину "камень" было понятие растяжимое: Урал-камень, утёс – тоже могли называть камень, почему бы большой фундамент под первый огромный собор на Московии не назвать так же.
       И ”Конь несёт три круга времени”. Верно, наш старинный календарь исчислялся тремя кругами времени: ”круг Солнцу”, ”круг Луне” и ”круг индикт”.

       И каким местом тут примыкается Шамбала?
       Кому только сейчас не известна взаимозамена на старорусском разговорном Н буквой М? Взять хотя бы аМбан-аНбар, Симбирск или Синбиркс, саМскритский язык (см. в оглавлении ) и саНскритский язык. Поэтому достаточно часто у шамкающих беззубиков-старичков звучала "шаМБала" вместо "шаНДала". А ведь "Шандала" - это огромный церковный подсвечник, <<ВМЕСТИЛИЩЕ СВЕТА>> - так её и описывают иностранные книжные источники. Подставка бывает со всевозможной отделкой из полуобнаженных греческих богов-богинь, буйно цветущей растительности и т.д. Но внутренняя ЧАША СВЕТА повторяет образы самых древних, в том числе двух восточных священных гор: МЕРА и Виндгия, образы "Жизни и "Смерти", то есть круг с точкой внутри - "всему начало и конец".

       Кристально чистая, незапятнанная грехами, душа в особенности пресвятой матери-Богородицы, называемая в старину ”Голуба душа” воплощена в образ святого храма, упокоенного на 9-ти фундаментах-платформах превратилась на Востоке в легенды о таинственном голубом камне – Чинтамани. Её привнесли на Восток "ходоки за три моря" по типу "глухого телефона", расписывая своими словами-знаками-эпитетами-символами священное место своей Родины.

       Совершенно не случайно хозяюшки держали в доме неразделимо икону Богоматери-дитя, да рушничок вышитый с тремя “роженицами“ по кайме - старые и новые символы этой самой "Чи та мама, чи та Маня". Впрочем на одной из высокорасположенный фресок храма "Покрова Божьей матери, что на рву", куда ещё не добрались "реставраторы", сохранились два ребёнка со Святой Девой. Возможно, поэтому в храм до сих пор свободно не пускают посетителей: чтоб не разглядели эти "детальки" и не сопоставили с Богиней Макошью или, как её называли в Московии, Мосоколь (есть вариант с перестановками слогов в записях у иностранцев, - Мокосоль). В память об этом украинцы до сих пор на бессознательном уровне с налётом презрительности называют покланявшихся этой древней Богине <<москали>>. В отголосках того же времени осталась буква "ОУк", упраздённая при реформе азбуки на "У". Так "ОУк"раина стала звучать как "У"краина, она ведь одной из первых переняла греко-римскую веру и письменность.