Покров Богородицы над Россией ч. 5

Николай Мринский
Чудесное видение, бывшее Дорофею, изображено на иконе, на которой написаны: Богородица, святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний и Корнилий Псково-Печерскиё, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, и сам старец Дорофей. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, р. Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. На иконе помещено описание чудесного явления Богоматери, и составлена особая на память этого события служба. Композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня - центр происходящего, самое важное место обороны (в память о днях осады монастырь стали называть Покровским от Пролома. Войскам Батория удалось пробить брешь – «пролом» в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город). Сложна и обособленна иконография этой иконы, ей нет аналогов. Эта икона прославилась чудесами и стала известна под именем Псково-Покровская по церкви, в которой находилась. Празднование Псково-Покровской иконе совершается 1 октября. В 1601 г. был учреждён Крестный ход в память о событиях 1581г., он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили храмовую икону - почитавшийся чудотворным Псково-Покровский образ Богородицы.

В Московском Успенском соборе празднование этой иконе совершалась в благодарность за победу над турками и татарами после войны с ними с 1736 по 1740 гг. После закрытия храма Покрова Богородицы от Пролома икона была передана в Псковский музей и никогда до 1944 г. не покидала Псков. Во время Великой Отечественной войны, в 1944 г. икона была вывезена немцами из церкви Богоявления с Запсковья. В течение десятков лет после окончания войны считалось, что икона погибла. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы. В 1970 г. неожиданно стало известно её местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием «Псков Плескау и его окрестности». В собрание же икона была помещена с ещё более странным объяснением сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была икона Богородицы Псково-Покровская. Почти сорок лет икона хранилась в доме католической семьи из Баварии. Во время визита Президента России В.В. Путина в ФРГ в 2000 г. власти этой страны передали ему эту икону. Президент дал обещание, что икона будет передана РПЦ и возвратится на родную землю, в Псков. 31 августа 2000 г. русская икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йорком фон Штудницем.

7 сентября 2001 г. в Пскове прошла торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. Эта икона - живая часть древнего Пскова, неотъемлемая, как Троицкий собор или Покровская башня, без которых город немыслим. Теперь икона Богородицы Псково-Покровская занимает свое место в главном храме Псковской области - Троицком соборе. В царствование Федора Иоанновича в 1591 г., шведы вторглись в пределы Новгородской обл., а крымские татары, под предводительством Казы-Гирея, проникли к Москве. Царь Федор Иоаннович, устрашённый внезапным вторжением врагов и, не надеясь восторжествовать над многочисленностью крымцев, по причине разделения своих войск, прибегнул с усердною молитвою о помощи к Взбранной Воеводе, Донской Богоматери, и повелел, совершив крестный ход вокруг города, поставить икону Её среди воинских рядов. Ночью, во время усердной молитвы, благочестивый царь получил известие от скорой Помощницы христиан, что по Её предстательству, силою Христа Спасителя, он одержит победу над врагами. В самом деле, уже целые сутки кипела битва, противники дрались с ожесточением; но вдруг, устрашённые невидимой силой, побежали. Воины православные устремились за ними, многих положили на месте, других взяли в плен и овладели всем неприятельским лагерем. В благодарность к усердной Заступнице верных, государь в том же году, на месте, где во время битвы в рядах православного воинства стоял чудотворный образ, основал Донской монастырь.

В нём поставлена святая икона и учреждён ежегодный праздник в честь Божией Матери, бывшего ради милосердия от Святой её Донской иконы, августа в 19-й день; с того же времени учреждён и крестный ход в эту обитель. Настали смутные времена неурядиц и самозванства. В Москве хозяйничали поляки, в северных областях господствовали шведы. Верные отечеству московитяне, приглашали русских грамотами к освобождению их города. «Здесь, - писали они, - корень царства, здесь знамя отечества, здесь Богоматерь, изображённая Евангелистом Лукою». Первое ополчение для освобождения Москвы было безуспешно. Но вот в Нижнем Новгороде собралось новое ополчение. «Станем за святую Русь, за дом Пречистой Богородицы; продадим жён и детей, но освободим отечество!» - воскликнул Косьма Минин, истинный патриот и сын отечества. Образ Казанской Богоматери был взят вождём Пожарским в средину новой священной рати. Но и это последнее усилие к освобождению отечества, казалось, должно было остаться тщетным. Войско не имело средств содержания, даже оружия, в воинах и вождях не было полного единодушия. Но мольбы верных были вознесены к престолу Божию самою Преблагословенною Девою. И когда все земные надежды пали, небесная помощь обнаружилась в своей непререкаемой очевидности. Среди осаждённой Москвы, между врагами, в тяжком плену и ещё тягчайшем недуге, томился один из маститых первосвятителей - Арсений. Он был избран вестником небесного милосердия к России. Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собою преп. Сергия Радонежского.

Последний обратился к болящему Арсению, - ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд об отечестве преложен на милость: завтра Москва окажется в руках осаждающих, и Россия будет спасена. Как бы в подтверждение, болящему старцу вдруг возвратилась крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, быстро вылетает за стены города и становится достоянием православных воинов, воспламеняя в них невероятное мужество. Они устремляются на приступ Кремля; враги не могут более сопротивляться и христолюбивое воинство освобождает столицу. Благоговея пред небесной помощью, благодарное воинство в следующий воскресный день совершает торжественное молебное вошествие в освобожденный город. Навстречу процессии выходит тот самый святитель с иконой, который удостоился принять весть о помощи свыше. Падая на землю и проливая слёзы, всякий стремился освятить себя прикосновением к чудотворному лику Взбранной Воеводы. В память этого освобождения Москвы от поляков постановлено отмечать 22 октября Казанскую икону Богоматери. Около 1636 г. смиренный подвижник благочестия и образованный защитник Св. веры Афанасий Филиппович (позже игумен брестский) видел на небе образ Пресвятой Богородицы, образованный в кресте, и советовал царю Михаилу Федоровичу изобразить его на военных хоругвях. Утвердив себе за правило, читать каждую субботу акафист Матери Божией, он с точностью ему следовал. И Матерь Божия утешила подвижника.

Продолжение следует в части  6                http://proza.ru/2021/05/26/592