Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 114

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ИСТОРИЯ ЛЕТОПИСНОГО КНЯЗЯ

Таинственно выглядит «князь Избарский», запечатленный грозновскими наблюдателями в приграничье с «боленскими панами». Кто он, обозначенный совладельцем лепельской земли на пару с виленским бискупом и выраженный словосочетанием «преж того»?

Если с бискупом в принципе понятно – ему досталось наследство витебского плебана Кухарского, приобретенное по привилею короля Александра в 1503 году, то откуда взялся князь? Ему принадлежат изначальные лавры, он «прародитель» виленского духовенства?

Предположительно, Степан Избарский – это Стефан Збаражский. Так считает, с определенной долей сомнения, белорусский ученый Вячеслав Леонидович Носевич.

Да, с фамилией могли произойти курьезы. Менялось государство, менялись люди, что отражалось на их облике. За время перемен, что испытала Белая Русь, имя могло трансформироваться. Збаражский вполне мог стать Избарским, или наоборот. Сейчас тоже есть подобные примеры. Единая транскрипция, введенная в Советском Союзе, обрела национальные черты в обособившихся государствах, и уже трудно представить, кто кем был раньше.

Был еще один критерий, влиявший на преобразования: переход из одной церкви в другую. Это видно на примере Льва Сапеги, гетмана Великого княжества Литовского, который сменил несколько христианских мировоззрений, и назывался тождественным именем -  Леоном. Да и фамилия «переиздавалась», обретая новое звучание. Довгялло в монографии, выпущенной к 100-летию Лепеля, рассказывая о Сапегах, отмечал в 1905 году, что «исследователи с недоумением останавливаются пред названием» одного из родоначальников фамилии, наделенного званием «Пстругъ». Та же причина, по мнению царского историка, привела в дальнейшем к ассоциации «Пстругов» с Омструхами, выявленными в числе обладателей лепельских земель в средние века.

Збаражский, кстати, тоже менял свою религиозную «окраску», переходя из православия в кальвинизм, а затем – в католицизм. Но он, в отличие от Сапег, исчез из последующей истории, канул в Лету.

А есть ли более весомые доказательства, что «Избарский» и Збаражский – это одно и то же лицо? Давайте попытаемся установить.

Средние века обозначили показательный момент. Бискуп – это будущее, предтеча нового государства, Речи Посполитой. А князь – представитель уходящей эпохи, связанной с феодальным прошлым. Это как 1917-й год: распад царской империи. Две ипостаси: начало и конец.

Следы Збаражского («Избарского») ведут на юг, к границам Короны, откуда распространялась европейская экспансия. Оттуда явилась миланская герцогиня Сфорца, взявшая бразды правления в свои руки после истощения Сигизмунда Старого, оттуда исходили объединительные униатские идеи, там искали короли своих преемников и набирали верноподданных, оттуда в конце концов явился трансильванец Стефан Баторий, призванный укрепить государство под эгидой Короны.

Стефан – Степан Збаражский происходил из старинного местечка Збараж, что в Тернопольской области Украины.

Збараж - на Гнезне, которая соединялась с Днестром, а тот катил свои воды в Черное море. По свидетельству античного историка Геродота, в устье реки располагалась колония Тирас, откуда товары расходились по всем направлениям, и главным образом - в Грецию. То есть, Збараж служил важным торговым пунктом при сообщении по рекам и озерам. Позднее, в XII веке, на месте Тираса, указывают источники, образовался Белгород.

Белгород, Белое озеро, Белый край, Белая Русь… Но как с Днестра могла перетечь история в Лепель?

(Продолжение следует).

На снимке: вид на Збараж с Замковой горы. Фото Владимира Шушкевича.


26.05/21