Ритмическая основа стихотворения С. Есенина

Дмитрий Маштаков
      Ритмическая основа стихотворения С.Есенина.
      Проблема ударений на односложных словах.

   Есенинское "Не жалею, не зову, не плачу" имеет в первых строках пяти катренов следующую  ритмику:

 ОаАаОаАОАа - "Не жалею, не зову, не плачу"
 ОаАоАаАаАа - "Ты теперь не так уж будешь биться"
 ОаАаОоАаАа - "Дух бродяжий! ты все реже, реже"
 ОаАаАаОаАа - "Я теперь скупее стал в желаньях"
 ООООАаАаАа - "Все мы, все мы в этом мире тленны"
ясно, что это хорей с добавлением ударений на некоторых односложных словах. Именно эти первые строки задают ритмическую норму и восстанавливают её в начале каждого четверостишия.

   Теперь посмотрим на текст стихотворения целиком:

Не жалею, не зову, не плачу, - норма задаётся
Все пройдет, как с белых яблонь дым. - норма подтверждается
Увяданья золотом охваченный, - три пиррихия норму нарушают
Я не буду больше молодым. - один пиррихий

Ты теперь не так уж будешь биться, - норма восстанавливается
Сердце, тронутое холодком, - два пиррихия норму нарушают
И страна березового ситца - один пиррихий
Не заманит шляться босиком. - два пиррихия

Дух бродяжий! ты все реже, реже - норма восстанавливается
Расшевеливаешь пламень уст - длинный пиррихий на 3 ударения
О, моя утраченная свежесть, - один пиррихий
Буйство глаз и половодье чувств! - один пиррихий

Я теперь скупее стал в желаньях, - норма восстанавливается
Жизнь моя, иль ты приснилась мне? - один пиррихий
Словно я весенней гулкой ранью - один пиррихий
Проскакал на розовом коне. - два пиррихия

Все мы, все мы в этом мире тленны, - норма восстанавливается
Тихо льется с кленов листьев медь... - норма подтверждается
Будь же ты вовек благословенно, - один пиррихий
Что пришло процвесть и умереть. - один пиррихий

   Как мы видим, стихотворение написано не просто так, а имеет чёткую ритмическую систему. И эта система даже демонстрирует кольцо: норма подтверждается дважды - в первом и в последнем катренах.
   А вот отклонения от нормы, все эти есенинские пиррихии, они и создаёт особую напевность стихотворения в целом.
   В целом мы наблюдаем пульсирующую систему - ритмика то резко сжимается путём постановки ударений на односложных словах, то она расширяется на строках с пиррихиями.

   В приведённой выше ритмической схеме использовались обозначения «О» и «о» для изображения ударных и безударных слогов в стопах стиха. Односложные слова всегда активно используются для создания ритмики в стихах.
   Обсудим это явление подробнее.
__________

УДАРЕНИЯ НА ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВАХ

  Теперь, давайте, пустимся в некие теоретические рассуждения об ударениях на односложных словах.
  Какие ударения? - воскликнет удивлённый читатель. И будет прав. Об ударениях в русских словах можно говорить только в тех случаях, когда эти слова многосложны.
  В многосложном слове всегда есть одно и только одно ударение. Если слово состоит из двух и более слогов, то один из слогов произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. А для односложных слов такого и понятия нет - если слог один, то с чем его сравнивать?
  И это, в общем-то, верно, до тех пор, пока мы не переходим в область стихосложения. Метрическая сетка ритма стихов накладывается на текст с расставленными в нём и грамматическими правильными ударениями, и при этом могут происходить разные, и иногда неожиданные вещи. Результат для односложных слов с неопределённым ударением никакими грамматическими правилами не прописан. За исключением, разумеется, слов с буквой «ё», таких, как «мёд», «лён», и некоторых выражений с предлогами (упасть на’ спину).

  Тем не менее (см. http://stihi.ru/rec.html?2013/12/07/13389 ), и  ударения на других односложных словах можно предположить:

//Жирмунский предложил классификацию односложных слов, которая в общем виде встречалась ещё у Ломоносова:
«1. слова безусловно ударные», к которым относятся «все слова с полным вещественным значением» - существительные, прилагательные, глаголы (кроме вспомогательных), наречия (кроме местоимённых);
«2. слова безусловно неударные» - частицы, односложные предлоги, союзы, которые примыкают к предыдущему или последующему слову по принципу энклитики или проклитики;
«3. слова метрически двойственные» - местоимения, местоимённые наречия, односложные числительные, вспомогательные глаголы и междометия.
Последняя группа слов и создаёт вариативные возможности прочтения строки: они «всегда оказывают сопротивление редукции и обладают в синтаксическом отношении самостоятельностью знаменательных слов» (В.М.Жирмунский Введение в метрику: Теория стиха. – стр.85 – 107; а также: М.Л.Гаспаров Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Строфа. Строфика. – Москва 1984 г. стр.79 – 83)//

  На чём основаны такие предположения?
  Ну, видимо, на практике употребления односложных слов в стихах. В ритмических схемах, следуя этой практике, ударные и безударные односложники будет удобно обозначать буквами «О» и «о». Тогда как ударения в многосложных словах – буквами «А» и «а» в точном соответствии с грамматическими правилами.
  Такая схема была применена для выявления ритмических особенностей стихотворения С.Есенина, и как мы видим, применена успешно.
  Поищем и другие примеры.

ооОоаА оаАааА - А у нас во дворе есть девчонка одна,
АаАааА ааАааА - Между шумных подруг неприметна она.

ооОаАаО ооО - А у нас в квартире газ! А у вас?
ооОаааА О - А у нас водопровод! Вот!

оО оАаааАа - Что ж мы? на зимние квартиры?
оАаОоааАа - Не смеют, что ли, командиры

здесь, в дополнение к буквенным обозначениям, появились и цезуры, обозначаемые пробелами. Видно, что ударения в односложных словах подстраиваются под общую ритмику.
  Но может ли быть, что  подстроиться под ритмику невозможно?
  Посмотрим на этот экспериментальный текст:

ОоАаАаАаа - Ой вы гусли, гусли звонкие! - Хорей с Дактиль.окончанием
ОоАаАаАаа - Ой ты море, море синее! – норма закрепляется
аААаАаАаа - Корабль в море, реи тонкие, - спондей
ааАаааАаа - С кораблями побратимами. - пиррихий

ООАаааАаа - Как - бум! Пушечки стреляются. – с.схем ударение и пиррихий
ООАаааАаа - Как - бах! Ядра разрываются, - с.схем ударение и пиррихий
ОаАоАаАаа - Гром гремит, свист ядер слышится,
ОаАаАоАаа - Мне в дыму, почти не дышится.

мы видим, что сверхсхемное ударение возникает на односложных словах, произносимых с восклицательной интонацией. Мы также видим, как интересно обыгран в этом тексте спондей. Более того, он совмещён и с инверсией ударения в первой стопе. Подобная инверсия в стопах ямба или хорея называется Переакцентуацией. А смещение ударения в многосложных словах – Синкопой.
  Однако, позвольте, а это ведь не спондей. Спондеем называется двухсложная стопа с двумя ударениями, одно из которых сверхсхемное. Вот пример спондея:

ОАаАаАаАа - Швед, русский — колет, рубит, режет. – спондей в 1-й стопе
ОАаааАаАа - Бой барабанный, клики, скрежет, - спондей и пиррихий следом
оАаАаАаА - Гром пушек, топот, ржанье, стон, - ямб, и это норма
оОоОоОаА - И смерть, и ад со всех сторон. – ударения выстраиваются нормой

А что же у нас в предыдущем примере? Там ударения смежных стоп примыкают друг к другу. Как видим, и такое возможно.

  Возникают сомнения и относительно односложника «смерть» в последнем примере. Может быть, на этом слове всегда должно стоять ударение?
  Однако сравните:

Воевать уходить смерть не хочется мне.
Воевать уходить? Смерть? Не хочется мне.

и мы видим, что ударение на этом слове зависит исключительно от знаков пунктуации.

  Еще пример (Цветаева). На мой взгляд, эти строки читаются так:

ооАааАоАа - А ещё, несмотря на бритость – 2Анапест + Амфибрахий
АаАаАаоАа - Сытость, питость (моргну — и трачу!) – 3Хорей + Амфибрахий
ОаАааОаАа - За какую-то — вдруг — побитость – Хорей, Пиррихий, Амфибрахий
ОаАаоОаАа - За какой-то их взгляд собачий 

Вторая строка ритмикой своего начала противоречит первой, а в 3-й строке между Пиррихием от хорея и Амфибрахием втискивается ударный односложник «вдруг». Ударение на нём обусловлено обрамляющими тире. Без этих тире никакого ударения не было бы, а пиррихий был бы просто длинней.

  Особо следует сказать об употреблении односложных слов в Клаузуле и Анакрузе. Безударные односложники там вполне могут быть. Однако рифму в клаузуле это никак не отменяет.
  Сведения об этих, и других подобных терминах, а также полезные рекомендации по вопросам стихосложения, вы можете почерпнуть тут - http://proza.ru/2021/05/01/1894  Познакомьтесь также со словом «Клитика», найдите его по поисковику.

  Итак, мы видим, насколько гибкой может быть игра с ударениями в стихах, и особенно, с ударениями на односложных словах.
  Благодарю Николая http://proza.ru/avtor/ritase за плодотворную дискуссию о ритмике.

__________
25.05.2021

О ритмике в стихах Есенина можно прочесть в статье по запросу
//Ритмическое своеобразие лирики С. Есенина (на примере «Персидских мотивов» и лирики 1924—1925 гг.)//