Лещ

Валерий Ларичев
Салтовские зарисовки

Лещ – рыба донная, а посему бродит, типа плавает, вдоль водоёмного дна и, вытягивая трубочкой свои длинные губы, тыкается ими в ил, баламутя его и зачищая от личинок, червячков, рачков, улиток, распаренных зёрен перловки, хлебных и маннокашных мякишей и прочих вкусностей. А это значит, что крючок с вашей приманкой должен лежать на дне, а грузило должно быть отрегулированным по весу и по длине лески, так чтобы быть у самого дна, но его не касаться при этом слегка, притапливая поплавок, придавать ему вертикальное положение. Лещ же, наткнувшись на вашу мошенническую подставу, берёт её своими губами и поднимая со дна, приподнимает и грузило.
А вы, развалившись вальяжно в лодке, как заворожённый уставились на поплавок. Звенящая комарами тишина рождающегося утра, хоть и нарушается иногда плеском рыбы или хриплым вскриком кряквы, кажется накрыла весь Мир и монотонность текущего времени расслабляет вас, вчера так поздно отошедшего ко сну, а сегодня ещё до рассвета, сыгравшего подъём. Глаза безвольно слипаются и вы начинаете погружаться в дрёму, хоть и пытаетесь с ней бороться. И вдруг поплавок, выпрыгнув из своего притопленного состояния вверх, улёгся на гладь воды и тут же ванькой-встанькой вновь вскочил солдатиком, притопившись, как вы его отрегулировали. Это значит – вы прозевали леща. съел он вашу приманку, а крючок выплюнул. Чувство голода сделало леща более ловким, чем вас – чувство охотника. Но, если вы, перезарядив снасть, прогнали свою дрёму и чувство вашей рыбацкой ответственности взяло верх, и вы, словно солдат на часах, следите за поплавком, то лещ обязательно будет ваш. Как только поплавок подпрыгнув укладывается на воду, вот тут и совершаете подсечку. И сразу же что-то сильное и мощное забьётся где-то там под толщей воды, сгибая дугой удилище, и, пробуждая у вас непередаваемый азарт борьбы. Но не хватает у леща хыста бороться до конца. Как неожиданно началась невидимая вам под водой, но остро ощущаемая на удочке, борьба за жизнь и свободу, так неожиданно быстро она прекращается и лещ, сдавшись, покорно позволяет вам поднять себя на поверхность водной глади и, лежащего на боку, словно большая сковородка, подтянуть к встречающему его подсаку, конечно лещ забьётся ещё раз в сачке, извлекаемый из воды, но это уже ему не поможет. С вас дрёму, как рукой сняло, внутри всё кипит, бурлит и поёт, вы вновь насаживаете на крючок наживку и забрасываете удочку. Ни пуха, ни пера вам и ни шелухи!
Конечно, мне доводилось добывать из воды крупных лещей и видеть, как выпадала удача другим, но я никогда не видел лещей, описанных в интернете, длиной до восьмидесяти двух сантиметров и, чтобы в шесть килограмм живого веса.
(2021)