Страничка из дневника 68 Ответ П. Зюскинду

Елена Пацкина
 Прочитала прелестное маленькое эссе П. Зюскинда «Литературная амнезия».

Кто-то попросил автора назвать книгу, которая произвела на него самое сильное впечатление, повлияла на мировоззрение и вообще потрясла душу.
Автор начинает перебирать в памяти всё, прочитанное за жизнь, и к своему ужасу обнаруживает, что почти ничего не может вспомнить:

«Старая болезнь снова вернулась ко мне: amnesia in litteris, полная потеря литературной памяти. И волна пессимизма относительно тщетности всякого стремления к познанию, всякого стремления вообще, накатывается на меня.
 Зачем тогда читать, зачем тогда перечитывать, например, вот эту книгу, если я знаю, что пройдет совсем немного времени и мне не останется от нее ни крупицы воспоминания? К чему тогда вообще еще что-то делать, если все распадается, превращаясь в ничто? К чему тогда жить, если все равно предстоит умереть?»

Мне захотелось ответить на эти вопросы в силу своего понимания.

Зачем читать, если прочитанное быстро забывается?

Как заядлый читатель, я отвечу попросту: чтобы хорошо провести время.
Чтобы отдохнуть от бремени забот и тревог, постоянно давящих на психику.

Мишель Монтень считал чтение третьим видом общения (после дружбы и любви).
Вот что он писал:

«Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное».
«Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение; оно легко завладевает моим вниманием и прогоняет их прочь».
Он тоже постоянно жаловался на плохую память, но не считал, что потратил время впустую.

Зачем что-то делать?  Чтобы жить, раз уж угораздило родиться.
 
А как жить? нельзя не согласиться с Гаем Петронием Арбитром:

«Если мы знаем, что обречены на смерть, почему же нам сейчас не пожить в свое удовольствие?»

   (Иллюстрация автора)