Уроки домоводства

Варвара Раевская
С пятого класса в советских школах начинали преподавать домоводство.
Мальчики уходили с столярную или слесарную мастерскую, а девочки оставались в классе. Нашей учительнице было в то время лет тридцать пять, но знала и умела она очень много. На ее уроках всегда было интересно, хотя учила она девочек элементарным вещам: штопать носки, ставить заплаты и зашивать прорехи, вязать на спицах и крючком, вышивать крестиком и гладью.  Навыки, полученные тогда, выручали в жизни не раз. Но однажды учительница попросила всех учеников сдать деньги для проведения необычного урока. На них она купила десяток яиц, сельдь пряного посола,  две булки хлеба, четыре луковицы и пачку сливочного масла.
Урок проходил в столовой. Мальчишки ушли в столярную мастерскую делать табуретки, а девчонки, надев сшитые и вышитые ими на прошлых уроках переднички, взялись за приготовление бутербродов.
Яйца были сварены вкрутую и порезаны толстыми кольцами, лук тонкими колечками, а хлеб ломтиками толщиной сантиметра полтора, каждый ломтик намазан тонким слоем сливочного масла.
Напоследок учительница стала учить девочек правильно разделывать селедку. Рукояткой ножа она слегка постукала по коже каждой из селедок, объясняя, что это нужно делать для того, чтобы кожа и кости легче отделялись от филе, после чего вспорола каждой брюшко, выпотрошила и вычистила внутренность, отрезала головы и аккуратно сняла кожицу. Проведя большим пальцем по хребту, она легко отделила мякоть от скелета, выбрала оставшиеся косточки и порезала филе на ровные кусочки.
Девчонки следили за процессом с огромным интересом. Обычно в семьях селедку резали на куски, не очищая кожицу и не удаляя кости. Некогда было вечно занятым мамам долго возиться с ужином. После работы у каждой из них начиналась вторая работа. Нужно было растопить печь, сготовить ужин, покормить семью, помыть посуду, постирать вручную мелкие вещи, погладить, зашить, заштопать.  Обычно дети засыпали, набегавшись на улице, а мамы продолжали делать домашние дела, а утром, проснувшись, дети видели мам, хлопотавших на кухне за приготовлением завтрака.
  Урок подходил к концу. На каждый кусок хлеба было положено по колечку лука, по колечку вареного яйца и поверх всего кусочки рыбного филе.
Стол накрыли быстро. Бутерброды были разложены по тарелочкам, взятым у буфетчицы тети Тани. Она же нагрела чайник, заварила чай и насыпала в каждый стакан по ложке сахарного песка.
Из мастерской были вызваны мальчишки. До конца урока оставалось минут десять.
Эти минуты запомнились на всю оставшуюся жизнь. 
С каким аппетитов уплетались бутерброды из самых обычных в то время продуктов! Мальчишки с уважением глазели на девчонок, сотворивших такое чудо!
Возможно, именно в эти минуты они увидели в своих одноклассницах будущих домохозяек.
Как бы мне хотелось, чтобы уроки домоводства были снова возвращены в школьные программы.