Причины окончания переписки Чайковского и фон Мекк

Людмила Дементьева
После смерти мужа Надежда Филаретовна продолжает успешное строительство дорог  и благотворительность, а для жизни души у неё остаётся только музыка. Зная об этом, Николай Григорьевич Рубинштейн наносит ей визит и просит помочь молодому композитору Чайковскому. Его музыка давно занимает особое место в сердце фон Мекк. Как  отозвалась Надежда Филаретовна? – Однажды 36-летний учитель музыки получил письмо  от незнакомки. К письму прилагалась крупная денежная сумма,  которая позволяла Чайковскому забросить ненавистные уроки музыки и целиком отдаться только музыке. Так «встретились» Надежда Филаретовна фон Мекк и Пётр Ильич Чайковский. За этим последовал заказ от неё на музыкальные работы и оплата их. А потом,с декабря 1876года, у них завязалась переписка. Постепенно стала очевидной их духовная близость. Переписка их насчитывает 1200 писем.

Духовная связь добавила композитору уверенности, он мог не обращать внимания на критику. А ведь она была! Не всегда произведения Чайковского принимались с восторгом. Размышляя о переписке, некоторые  говорят, что Надежда Филаретовна попросту влюбилась в композитора. Да ещё добавляют, что у неё ума не хватило стать для него большим, чем благотворительницей. Но на  это есть отрицательный ответ: почему же она не хотела встреч и запретила посвятить ей 4 симфонию? Чайковский тогда написал: «Посвящается лучшему другу». Почему, приглашая  его в гости в свои поместья, сама уезжала на отдых? Так было и в Плещееве Подольского уезда. Переписка продолжалась 13 лет. Сейчас можно прочитать эти бесценные письма.

Письмо Надежды фон Мекк 7 марта 1877г. В нём просьба о фотографии:"...дайте мне Вашу фотографию. У меня их есть две, но мне хочется иметь от Вас. Мне хочется на Вашем лице искать тех вдохновений, тех чувств, под влиянием которых Вы писали музыку, что уносит человека в мир ощущений, стремлений и желаний, которых жизнь не может удовлетворить. Сколько наслаждений и сколько тоски доставляет эта музыка. Но от этой тоски не хочешь оторваться, в ней человек чувствует свои высшие способности, в ней находит надежду, ожидание, счастье, которых жизнь не даёт.
 
Писали они не только о музыке. Как-то написала Надежда Филаретовна  своё мнение о замужестве: «Я смотрю на замужество как на неизбежное зло, которого нельзя избежать, потому всё, что остаётся, - это сделать удачный выбор. Было и интересное предложение скрепить дружбу семейной связью. Она предложила, чтобы её сыновья Николай и Александр, которые учились в училище правоведения в Петербург, встретились с племянницами Чайковского на предмет замужества. И в 1822г. во время пребывания девочек в Киеве, братья отправились в Киев для знакомства с ними. Николай сделал предложение красивой племяннице композитора Анне Давыдовой. 11 января 1884г. они поженились. (Так  родилась семья родителей внучки Галины.) После помолвки Николай купил невесте не только кольцо, но  и гарнитур бриллиантовых и изумрудных украшений и серьги.

Пришло время, когда все обсуждали вопрос о неудачной женитьбе композитора на бездуховной женщине. Надежда Ф. защищала Чайковского. Что испытала она? – Была боль и ревность, хотя и называла она свои чувства к Чайковскому и его музыке платонической любовью. Читаем её письмо: «Боже мой, зачем я заговорила о музыке и поэзии?  Моя голова и сердце пришли в такое состояние, что я не могу уже сегодня продолжать письмо… Любовь так называемая платоническая есть только полулюбовь, любовь воображения, а не сердца, не то чувство, которое входит в плоть и кровь человека, без которого он  жить не может…» Так писала она, хотя чувствовала, что страсть её  настоящая, как к творцу и как к мужчине!» «Говорить Вам, в какой восторг меня приводят Ваши сочинения, я считаю неуместным…» Как близки они духовно! Она пишет о его музыке: «С Вашею музыкою живётся легче и приятнее».  Пожалуй, у Чайковского не было более преданного друга, чем Надежда Филаретовна. А у неё не было  друга, более возвышающего её душу, чем Пётр Ильич…

И вдруг переписка оборвалась!..Посмотрим, какие причины могли вызвать их разрыв? О причине прекращения переписки судили по-разному. Рассмотрим несколько мнений: внучка Галина фон Мекк считает, что причиной могла быть зависть брата Чайковского Модеста Ильича. Объясняет это она  так: Пётр Ильич был  гениальным, а брат его не обладал этим. И композитора обожала и утешала женщина, и это помогало ему в сложных ситуациях. У Модеста Ильича и этого не было.

Другие говорили, что фон Мекк разорилась и не могла больше высылать Чайковскому 6 тысяч. Это неправда. Имущество Надежды Филаретовны оценивалось в 5 млн. и ценных бумаг на 7 млн. А Чайковскому она высылала всего 6 тыс.Доход композитора на сочинения к этому времени был уже 40000руб.в год.

Выдвигалось предположение, что виновато давление семьи. Неблагоприятные события в семье.В доказательство этого  приводят факты: Сын Владимир много пил и вёл бурную жизнь. Жена его была больна. Оба они «подрывали семейное состояние». Зятья стали протестовать против материальной помощи Чайковскому, о котором пошли некрасивые слухи.

Нашлись и такие, кто говорил, что Чайковский стал тяготиться перепиской, что он писал только потому, что к письмам прилагались деньги. Как далеко это от истины! Пётр Ильич мог жаловаться братьям... Но мог ли он обидеть женщину, давшую ему вторую жизнь? – Не мог! Все 13 лет он писал ей искренне.

Переписка длилась 13 лет.Молчание-3 года.Самое нелепое, что герои платонического романа так и не поговорили друг с другом. Встреч не было…  Правда, однажды Чайковский проехал мимо неё в коляске:она кивнула, он – поклонился. Но никто не остановил мгновенье!  «Обожание гениального человека за талант, за музыку»,  потрясающую души людей, было на расстоянии. Три года оба молча страдали. Внучка Галина считает, что больше страдала её бабушка: Чайковский страдал в своей гордости, а она «в своём сердце.» Пётр Ильич считал себя оскорблённым, он спрашивал у друзей, правда ли, что мадам Мекк разорилась?

Так прошли месяцы. Фон Мекк ждала письма от друга. Постепенно обида Чайковского сменилась чувством,что он был неправ. Он сам пришёл к дочери фон Мекк в сентябре 1893 года и попросил её передать, что сожалеет о своём молчании, просил простить его и рассказать, что он переживал все эти три года. Когда дочь рассказала о встрече с композитором и их беседе, Надежда Филаретовна  сказала: «В своём письме я не прощалась с ним навсегда. Я рассказала ему, что обстоятельства моей семьи не позволяют мне уделять ему внимание всю мою жизнь. Я должна была помогать моим детям, хотя они и стали взрослыми. Он же теперь на вершине своей славы. Его последние письма были менее личного свойства. Менее интересные, чем прежде. Он больше не нуждался во мне. Я не хотела,чтобы наша дружба свелась к формальным посланиям с пожеланиями друг другу на Рождество или Пасху. Скажи ему, что мои чувства к нему никогда не менялись, что он навсегда останется моим  лучшим и любимым другом.» Узнав об этом, Пётр Ильич был очень обрадован. Придя к музыкальному критику Кашкину, он уже с порога крикнул: «Я помирился с мадам Мекк. Я так счастлив!»

16 октября 1893г.Чайковский в Петербурге дирижировал Шестой симфонией. 20октября он заболел, выпив стакан сырой воды. 5дней спустя он умер от холеры.
Что с фон Мекк? В 1890г.она не могла уже вести дела. У неё был туберкулёз гортани и атрофировалась правая рука. 26 января1894г.Надежда Филаретовна внезапно скончалась от приступа удушья. Она пережила своего друга лишь на несколько месяцев.

Их нет. Живы письма, в которых бьются их сердца.Прочитаем ещё письмо Надежды фон Мекк! "Я счастлива, что в Вас музыкант и человек соединились так прекрасно, так гармонично,что можно отдаваться полному очарованию звуков Вашей музыки,потому что в этих звуках есть благородный неподдельный смысл,они написаны не для людей, а для выражения собственных дум, чувств, состояний. Я счастлива, что моя идея осуществима, что мне не надо отказываться от моего идеала, а напротив, он становится мне ещё дороже, ещё милее.Когда бы Вы знали, что я чувствую при Вашей музыке и как я благодарна Вам за эти чувства! Было время,что я очень хотела познакомиться с Вами... Теперь я предпочитаю вдали думать о Вас,слышать Вас с Вашей музыкой и в ней чувствовать с Вами заодно!"

Доп. 26.05.2022г.

Здесь начало - http://proza.ru/2021/05/14/1048