Старые маркеры

Леонид Колос
 

    Технический прогресс идет вперед. Тут спорить нечего. Нет необходимости сравнивать нашу жизнь с эпохой неолита, античностью или средними веками. Достаточно сравнить современное общество с обществом до персональных компьютеров и интернета. Даже появление смартфонов изменило общество. А что начет гуманитарного прогресса? Он тоже имеет место. Во всяком случае, большинство человечества живет не нормами сажания на кол. А по мере подключения к интернету, все большая часть человечества проникается новыми идеями. Назовем для удобства изложения эту часть человечества частью «А». А что вторая половина человечества (назовем ее частью «В») мы видим на примерах, что та недавно отстававшая часть человечества подключается к техническому прогрессу и присоединяется к части «А». Например, страны Индокитая. Но есть те, кто, отставая, сопротивляется, проклинает новые идеи и ссылается на идеи давно опробованные, старые. (Конечно, это деление очень грубое, можно выделить и те части человечества где присутствует смесь «А» и «В». Но в принципе такое деление современного мира можно допустить) 
 
  Несмотря на непринятие нового мышления, в своих проклятиях лидеры части «В», приверженные старым идеям, активно пользуются достижениями первой половины – «А»: телевидением, радио, интернетом, смартфонами. Медицинские технологии для себя лично.    Заимствуют и не слишком заморачиваются, чтобы самим добиваться лидерства на этой арене. У них другие заботы. Они поставили целью выйти в лидерство в военной сфере.  Зачем? Защищаться? Ну, конечно, защищать свои старые сермяжные лозунги. А, как известно, лучший способ защиты - это нападение. Это насильственное принуждение остальных, неверных, к собственным идеалам. Поэтому нужны бомбы и ракеты. Иначе никак. И в ракетнобомбовой сфере прикладываются неимоверные усилия, и есть достижения.
 Справедливости ради нужно сказать, что и часть «А» имеет бомбы и ракеты. И готова защищать собственные идеалы. Но история показывает, что эта часть завоевывает мир не бомбами, а невзрывающимися мелочами: смартфонами, компьютерами, технологиями, холодильниками, телевизорами, пылесосами, кондиционерами, шариковыми ручками, памперсами, женскими прокладками, жвачкой. Она этими мелочами, а не бомбами, завоевывает мир.  А если применяет бомбы, то в качестве защиты.
 
  Но в вышесказанном остался без ответа старый философский, еще библейский, вопрос: было ли вначале слово, идея или что-то материальное, типа женских прокладок? Что первично материя или сознание?  Бытие определяет сознание или сознание бытие?  Материалистическая диалектика утверждает, что технический прогресс способствует изменению материальной жизни общества. Как минимум, части «А». А за счет изменения условий жизни часть «А» обогатилась новыми идеями. Но почему-то заимствованный прогресс практически не меняет идеологию части «В». Идеологи части «В» называют часть «А» низменным обществом власти вещей, служащим золотому тельцу и жёлтому дьяволу.
 Вот так и конфликтуют эти части. История дает нам примеры таких конфликтов. Например, историки считают, что триумфальное продвижение армий Александра Македонского было связано с прогрессивными на то время эллинистическим идеями. Принятие христианства на Руси, сопровождавшееся насилием, было несомненным шагом вперед, потому что идеология была заимствован в Византии, стоявшей в развитии выше тогдашней Руси. Так же насилием сопровождались реформы Петра. Но все историки единодушны, что реформы продвинули Россию в техническом отношении вперед.
 
   В центральной Европе очень долгое сопротивление старого новому принимало трагические формы. В средние века свирепствовала инквизиция, пылали костры. Потребовались кровопролитные войны, чтобы идеи Великой французской революции, гражданского равенства закрепились в сознании европейцев. 
А старое сопротивляясь, взывало не к разуму, а к сердцу: не отступайтесь от дорогих сердцу богов, намоленных мест, устоявшихся привычек. Ну, например, привычки рубить ворам руки и организовывать погромы противников. Причем, в некоторые периоды эта любовь к привычным богам брала решительный верх. И пылали костры. И пылали костры из книг и строились концлагеря. И взывали к старым германским мифам и богам, и искали Шамбалу при Гитлере. И утверждали, что немцы несправедливо обижены унизительным миром. Конечно. в первую очередь в этом виновны евреи.

   Технический процесс привел к глобальному миру.  И если когда-то конфликты, связанные с противостоянием нового и старого, были локальными, то теперь в них так или иначе завязан весь мир.

   Сейчас мы наблюдаем примерно то же. Мусульмане обижены.  Это теперь та самая часть человечества «В», лидеры которой взывают слушать голос сердца, а не разума. Взывают к возврату к   старому, поклонению Корану.  И от того, что часть человечества «А» не просто сопротивляется, а имеет силы сопротивляться, поскольку ушла далеко вперед, от этого обидно вдвойне.  Ведь при таких соотношениях в силе не выполнишь задачу священной войны.  И втройне обидно, что несмотря на успехи исламского движения, за счет внутренних конфликтов, день объединенного крестового похода на неверных все откладывается и откладывается. И еще более обидно, что пока исламисты выясняют отношения между собой, часть планеты «А» становится все крепче и больше. Обидно. 
Мусульманский мир огромен. Много стран. И есть очень богатые страны. Но даже богатые страны – это потребители.   Сами не создали заметных технологических прорывов.  И это обидно. И обидно, что часть населения «А» ведет себя пренебрежительно по отношению к части населения «В». 
Пример первый. Турция просилась  в Евросоюз. А ей выкатили условия. Это мусульманам условия выставлять? Оскорбительно? Ну раз так, мы пойдем другим, проторенным путем, не требующим никаких болезненных перестроек нашего турецкого общества. Путем панисламизма. Нужно только  несогласных генералов арестовать. Курдов гонять.  Личную власть укрепить.  И нужно оскорбляться за палестинцев и объявить евреев преступниками.
Пример второй. Европа приняла сирийских беженцев. И тоже начала ставить им условия.  Этим она оскорбляет не только лично беженцев, но и арабские страны. Они в Европу приехали не затем, чтобы приноравливаться к их жизни. Они сами могут ставить условия всяким немцам, французам, бельгийцам. И особенно возмутительно, что евреи по Европе ходят как ни в чем ни, бывало, без желтых звезд.

   Пример третий. Оскорбляет само существование еврейского государства. Это те евреи, которые когда-то назад платили спец налог халифу. А потом султану.  Не имели права пройти с мусульманином по одной стороне улицы, которых гнули как хотели.  Которых муфтий иерусалимский не успел истребить. Которые многократно прокляты всеми имамами. Они теперь имеют свое государство, свои, а не наши законы? Смертельная обида. Попраны все наши святыни.   
 Пример четвертый. Иранские аятоллы после исламской революции собственное население отбросили лет на двести назад. Объявили США большим шайтаном, Россию малым шайтаном. Ну и конечно, очень оскорбляются, переживают за палестинцев. Они, не родня палестинцам. Но единоверцы.  Их лозунг: сделаем мусульманским весь мир! Война американцам и израильтянам!   А начать проще с уничтожения Израиля. Само его безнаказанно наглое существование очень травмирует душу
 
   На жизнь одного поколения Европы и Средиземноморского района пришлось два крупных всплеска активного призыва к старому. Нацизм в Германии и исламское движение сейчас.   Мотивы обоих объясняются чувством униженного достоинства. И на что интересно обратить внимание, оба всплеска, как во времена средневековья, сопровождаются гонениями на евреев. Как видно, это универсальный маркер. Где активные призывы к старым скрепам – там жди погромов.