Оборона Киева 1941 г. 76 оспждб

Владимир Петропавловский
Воспоминания командира 76 отдельного строительно-путевого ж.д. батальона 1-й ождбр Особого корпуса ЖДВ
 майора Куц Алексея Никитовича

Частично отредактировано.


     В 76 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон я прибыл и приступил к командованию в мае 1938 г. (командовал с 20.05.39 г. по 20.07.42 г. Прим. ИМЗ). Он дислоцировался в Платоновке на озере Ханко Дальневосточный Краснознаменный военный округ, батальон выполнял задание по строительству и реконструкции ж.д. линии Манзовка – Новокачалинск.
     В феврале 1941 г. батальон вместе с другими частями 1-й отдельной ж.д. бригады был переброшен в Западную Украину, на строительство и реконструкцию ж.д. линии Ярмолинцы – Гречаны. Штаб батальона находился на ст. Скибнево. Здесь и застала нас Великая Отечественная война. В первый день войны 22 июня 1941 г. фашистские самолеты бомбили лагерь батальона, но неудачно, потерь не было.
     На третий день войны, когда бойцы восстанавливали пути станции, командир комендантского взвода старшина Косьмин сбил немецкий самолет «Юнкерс -88» из станкового пулемета «Максим», установленном на самодельном вращающимся станке.
     Первая трудовая победа в эти дни – батальон восстановил 4 км ж.д. пути с засыпкой больших воронок, при этом постоянно находился под обстрелом и бомбежкой.
     По приказу командования бригады 3 июля 1941 г. батальон погрузился в два больших эшелона: личный состав, все табельное и инвентарное имущество, строительную технику, включая экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, трактора, автомашины. Задача следовать в узловой пункт ст. Коростень.
     В пути следования началось контрнаступление Красной армии на Новоград – Волынском направлении. По приказу начальника боевого участка, батальон восстановил шесть с половиной км пути, мост и трубы для боевых операций бронепоезда.
     5 июля 1941 г. батальон прибыл на крупный ж.д. узел ст. Коростень и приступил на прикрытие пяти направлений: на Жлобин, Житомир, Киев, Сарны и Шепетовку. Восстанавливали под непрерывной бомбежкой ж.д. пути, искусственные сооружения, эвакуировали раненых и государственное имущество, обеспечивали пропуск эшелонов к фронту с войсками, вооружением, боеприпасами и горючим. По приказу начальника Коростеньского гарнизона, батальон за время с 5 по 15 июля 1941 г. задержал и направил в гарнизон 31 тысячу бойцов и командиров из так называемых «окруженцев». В гарнизоне формировали из них полки и направляли на фронт. Батальон очень хорошо вооружился, за счет брошенного и найденного оружия.
     По приказанию Начальника ВОСО и начальника гарнизона батальон по акту уничтожил 2 вагона привезенных с собой с Дальнего Востока учебных винтовок, малоценного имущества, неисправную строительную технику, освобождая тем самым подвижный состав для срочного использования.
     Получив во второй половине июля приказ свыше, батальон передислоцировался на Киевский ж.д. узел, где занимался восстановлением от разрушений вражеской авиации. По приказу НКПС, производили эвакуацию ж.д. путей, стрелок и другого ценного государственного имущества Киевского ж.д. узла и ст. Дарница. В отдельные дни в бомбежке одновременно участвовало до 75 бомбардировщиков противника, сбрасывая сотни бомб.
     Через ж.д. узел шли на фронт поезда с войсками, техникой и всем необходимым, назад с ранеными и эвакуированными грузами. Бойцы и командиры батальона знали, что от их, казалось бы, незаметного труда, зависит многое, быть может судьбы предстоящих сражений.
      Гитлеровские войска рвались к столице Украины г. Киеву. В начале августа немцы приблизились почти вплотную к городу. В бой вступили отряды Киевского ополчения. В эти тяжелые дни противник в отдельных местах прорвался на окраину Киева. Немцы захватили высоту «Артпост», установили пулеметы и простреливали мост и шоссейную дорогу ведущую от Дарницы к Киеву.
     В полночь 7 августа 1941 г. батальон получил приказ командования Юго-Западного фронта, выступить в направлении высоты «Артпост», овладеть ей и занять оборону. Первым пошла в атаку 1-я рота капитана Слепкова, под огнем противника, простреливающего все подходы, она к рассвету выбила немцев с высоты, одновременно весь батальон перешел в наступление. Противник не выдержал атаки воинов железнодорожников и отступил на несколько километров, закрепился у поселка Мышеловка. Поселок и вся окружавшая его местность вполне оправдывала свое название. Это была сильно пересеченная местность, естественно и искусственно изрезанная рвами, кюветами, эскарпами и траншеями. Мышеловка при наступлении врага шесть раз переходил из рук в руки. Много здесь погибло бойцов и командиров Красной Армии, немало полегло и гитлеровских войск. Вся местность была пропитана тошнотворным трупным запахом, хоронили в боевых условиях обычно только присыпая тонким слоем земли.
     Об этих боевых действиях нам рассказывал исполняющий обязанности командира 600 полка старший лейтенант, один из оставшихся в живых бывший командир роты. В распоряжении этого полка, в котором осталось около 200 человек бойцов, и прибыл наш 76 батальон для получения боевой задачи. Он спросил, сколько бойцов в батальоне? Я ответил, что у нас 1200 человек, все вооружены винтовками, есть автоматы, станковые и ручные пулеметы и гранаты. Командир полка воскликнул: «Какой же это батальон – это целая дивизия!». Скоро этот 600 полк ушел в тыл на переформирование.
     Обстановка по данным командира полка была не совсем ясной, и во многом не проверенной. Я послал опытных разведчиков выяснить всю тактическую обстановку в районе поселка Мышеловка. Задача батальона - овладеть поселком. Перед наступлением я приказал прикомандированному бронепоезду произвести огневой налет артиллерии и пулеметов на позиции противника. Комиссар батальона тов. Ильин поверил командиру полка, что в поселке немцев не много, не дождался донесения разведки. Он предложил не терять времени и повести бойцов в атаку.
 «Две роты поведешь в атаку ты, и две я» - сказал комиссар. Вскоре началась атака, застрочили наши станковые и ручные пулеметы, пошли в ход гранаты. Противник яростно оборонялся, отвечая сильным пулеметно-минометным и артиллерийским огнем. Фашисты пошли на хитрость, заранее расставили в нашем тылу мелкие группы и одиночных автоматчиков, и снайперов. Они в период боя вели огонь во фланг и с тыла, создавая видимость окружения наших подразделений. Поняв замысел врага, командование батальона направило разведывательные подразделения под командованием старшего лейтенанта Воробьева на уничтожение этих огневых точек противника.
     Кровопролитный бой продолжался весь день, в этом бою погибли смертью храбрых батальонный комиссар Ильин, секретарь парторганизации политрук Говядин, командир роты ст. л-нт Комиренко.
     На второй день – 8 августа с рассветом, вновь начался кровопролитный бой.
Командование батальона, перегруппировало свои силы, и повело наступление фланговой атакой. Не ожидавшие флангового огня, немцы дрогнули и стали пятится. Вслед за отступавшими гитлеровцами устремились цепи наших бойцов. Оборона была прорвана, и противник отошел за пределы места сражения. Поселок Мышеловка был наш, на месте сражения остались десятки вражеских трупов и боевые трофеи.
     Местные жители рассказывали, что после первого дня боя, вечером и ночью они вывозили на машинах убитых и раненых. Вначале немцы не могли понять, что это за солдаты с черными петлицами сражаются с ними?
     Далее батальон закрепился в районе кирпичных заводов, и вместе с другими частями входившие в состав авиадесантной бригады 37 армии, в течении шести дней, в непрерывных боях держал оборону от наседавших численно превосходивших сил немецкой армии.
     Итак, 9 суток, со дня подъема батальона по тревоге длился неравный бой воинов железнодорожников с отборными частями дивизий противника. По приказу начальников батальон снят с обороны и заменен частью Сибирской дивизии. Мы срочно выдвинулись в район Рославль – Занозная, где под Смоленском шли сильные бои.
     Мужественно сражались с врагами бойцы и командиры батальона за Киев, такие как капитан Слепков, старшие лейтенанты Комиренко, Карамет, Юрин, Рось, Качура, Забара, Золотухин, начальник штаба батальона капитан Судаков, секретарь бюро ВЛКСМ старший сержант Дудченко, сержант Темный, младший сержант Чукурна, красноармейцы Болотников, Андреев, Дикон, Солдатов и другие.
     За проявленную доблесть и мужество при выполнении боевого задания по обороне г. Киев 49 человек было награждено орденами и медалями.
     6 ноября 1967 г. к дню 50-летия Советской власти, в столице Украины г. Киеве в помещении Городского исполкома, состоялась торжественное открытие мемориальных досок. На одной из них золотыми буквами по мрамору записаны войсковые части, участвовавшие в оборонительных сражениях за г. Киев в 1941 г., в том числе и 76 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон.

Бывший командир 76 оспждб майор Куц А.Н.

Май 1976 г. г. Москва

Из архива Историко-Мемориального Зала ЖДВ май 2021 г. В. Петропавловский.