Некоторые мысли

Нинэль Крымова
               
      О свободе слова.

      Что такое свобода слова, как не право высказывать публично своё мнение? Но это ведь всего лишь мнение, которое может быть навеяно и любой случайностью.

      Однако высказанное вслух перед многими людьми, мнение имеет силу (притом, немалую) возбуждать общественные инстинкты, нередко вызывающие бурю, сметающую на своём пути всё без разбора.

      Так что кровь начинает литься не на полях сражений, а на полосах газет и экранах телевизоров. Даже слово, сказанное не вовремя или не в том контексте, - страшнее пули. Оно поражает душу, а убитая душа способна на любое преступление, пусть даже и прикрытое благородными лозунгами.

      Свобода слова (в том виде, как мы теперь её понимаем) - это, скорее всего ловушка, коварно подкинутая нам Западом, в которую мы так легко попались.

      Человек нуждается не столько в праве говорить всё, что ему взбредёт в голову, но в первую очередь в долге думать и отвечать за свои мысли и слова перед собственной совестью и перед Богом.

      «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»,  - сказал некогда Тютчев, и это предостережение нам от нас же самих.

      Теперь всё время говорят, что после, распада Союза, люди стали, наконец, свободными. Так ли это? Познали ли мы истину, делающую человека свободным, духовную зрячесть, прежде всего, к самим себе?

      Если нас так легко настроить на вражду друг к другу, то значит, зверь в нас сидит ещё очень прочно.

      Право каждого - иметь и высказывать собственную точку зрения. Но это право должно быть сопряжено с готовностью слышать другую сторону. Иначе это право превращается в глухоту и интеллектуальную тиранию. К сожалению, право голоса не всегда имеют те, кому есть что сказать.


      *  *  *

      Духовные потребности человека должны быть разными: не только отстаивание справедливости, но и поиски истины. Отстаивание справедливости для себя - функция социальная, для других - моральная. Истина же ищется для всех. Искание истины - это искание Бога.

      Кто сам не знает истины, тот не смеет считать себя её глашатаем.

      Свобода - не есть право делать, что угодно.

      Свобода - это, прежде всего, владение собой. Без этого нет свободы.
      
      Так что свобода вовсе не безусловна, как это нам иногда кажется.      

      Всякая свобода есть в то же время и несвобода. Весь вопрос в том, от чего эта несвобода: от высшего в себе или же от низшего в себе.


      Самая большая ценность для любого человека - свободное время. Но как плохо мы умеем этой ценностью распорядиться, если вместо внутреннего совершенствования, свободное время часто становится причиной преступлений.

      Человека делает свободным не собственность, но богатство (а это не одно и то же). Человека делает свободным не то богатство, которое лежит у него в кошельке, а то, которое помещается у него в сердце. Чем больше у человека сердце, тем он богаче.

    
      *  *  *

      О демократии.

      Наша демократия - это способ манипулировать сознанием людей, в жизни которых не всё благополучно. Демократию нельзя насаждать. Её можно только взращивать.

      Когда врач проводит эксперимент над собой - это называется подвигом, независимо от того удачен эксперимент или нет.

      Когда же врач, сам ничем не рискуя, проводит, эксперименты над другими людьми - это называется преступлением.

      То, что произошло в России - очередной эксперимент.

      Чем рисковали наши реформаторы, проводя эксперимент над нами?

      Кто из них пострадал, чем-то заплатил за результат?

      Этот эксперимент можно назвать в одних случаях безответственностью, а в других - корыстной безответственностью.

      Страна проиграла, экспериментаторы в выигрыше. Ваучер - чечевичная похлёбка, за которую мы продали страну и самих себя. Откровенное слово «продажность» заменили уклончивым «коррумпированность».


      Революция - это волна, сметающая всё на своём пути, и отживший хлам и ростки обновления, не делая между ними различия, поскольку революция слепа. Но слепа она не как Фемида, чья слепота является символом равенства всех перед законом. Революция слепа слепотой разъярённого, вырвавшегося из силков зверя.

      Мы кинулись в объятия Запада на обещанные им пряники, а пряники оказались камнями. Запад - это рынок вместо Бога и деньги вместо сердца. Нет ничего более безнравственного, чем рынок, ставящий выгоду во главу угла. Запад - это бездушная машина, кичащаяся мнимой справедливостью. А ведь машина не может быть справедливой. Её предел - целесообразность. Целесообразность же - категория не духовного, а материального мира.

      Капитализм - это материальное воплощение философии эгоизма. Капитализм, может быть, и выигрывает в сравнении с социализмом в технологиях и обустроенности жизни, но проигрывает (безусловно и абсолютно) в нравственности. Мы все незаметно превращаемся в людей западного образца - прогматиков и эгоцентристов.

      Мы избрали вновь отвергнутый в семнадцатом году капитализм. Почему? Ответ прост и однозначен: потому что у них там хорошо и  потому, что мир иного пути не знает. А если так, то именно капитализм утоляет заложенную в человеке склонность к стяжательству, которое можно прикрывать какими угодно красивыми словами, но сущность которого всегда одна и та же: «человек человеку волк». Как писал выдающийся немецкий мыслитель Вальтер Шубарт: «Запад подарил человечеству наиболее совершенные формы государственности, техники и связи, но лишил человечество души. Задачей России является вернуть её людям».
               
      *  *  *

      Хотим ли мы знать правду? И какую правду мы хотим знать? Ведь правда - это не материальный объект, который может существовать независимо от нас. Правда - продукт духовный. Значит, надо задать себе вопрос, а что мы готовы считать правдой? Для каждого из нас правда это то, что мы сами готовы признать правдой. Это лишь наш путь к истине, но она может оказаться и путём в бездну. Мы признаём истиной только то, что нам нравится, тогда как истиной может быть и то, что нам понравиться не может. В этом случае истина - это хоть и горькое, но всё-таки лекарство и его необходимо принять. Истина - это ключ, с её помощью можно открывать многие тайны. Но приспосабливать её к своим интересам нельзя. Тут она сразу же перестаёт быть истиной.

      Главная правда, которую нам требуется знать, - это правда о самих себе. Если мы сами не хотим знать правду о себе, то эту правду о нас скажут нам другие, но говорить они её нам будут так, как выгодно им самим.

      Чаще всего мы выбираем одно из двух, впадая тем самым в крайность, в то время как третье, в котором истина, остаётся вне поля нашего зрения.

      Ложь чаще всего притягательнее правды. Правда всегда трудна, и потому лжецам легче овладеть доверием народа. Система заигрывания с народом (при демократии победит тот, кто больше понравится) ставит всех в положение лжецов. Одни лгут ради корысти, другие - ради блага, и надо уметь их различать. Часто не верят тем, кто пытается сказать правду, так как воспринять правду надо быть готовым. Это акт мужества, духовной прозорливости и даже самоотречения.

      Мужество - это первое, что требует от человека Бог: мужества смотреть в глаза правде, в том числе и правде о самом себе.

      
      *  *  * 

    В жизни всегда есть место подвигу. Сама жизнь - и есть подвиг, если мы только живём, а не приспосабливаемся, живём, а не существуем. И если мы не хотим этого признавать, это вовсе не означает, что жизнь не требует от нас подвига. Это означает, что мы не отвечаем на её призывы. Мы все и за всё расплачиваемся жизнью, иного капитала у нас нет. Мы умираем не от того, что изнашивается наша плоть, а от того, что, занятые нуждами плоти, не успеваем родить в себе бессмертие. Мы умираем потому, что живём ради тленного в нас. Мы отвечаем за время, в которое живём, потому что так или иначе сами же это время и создаём. Время - это не деньги, это жизнь, быстротекущая река, которую не удержать в ладонях.


      *  *  * 

      Жизнь, отмеченная пределом - смертью, обретает особый смысл в свете этого предела. Человек приходит в жизнь единственный раз, зная, что он не вечен. И именно сознание неизбежности конца накладывает ответственность за жизнь. В естественном состоянии потребность жить иссякает к старости с возможностью жить. Борьба за жизнь постепенно истребляет силы жить, и потому естественная смерть, смерть от старости - гармонична. Для человека же интеллектуально развитого желание жить может и не иссекать по мере приближения старости. Но у него совершенно иное отношение к смерти, благодаря осознанию своего положения в мире, в котором ему предстоит раствориться.

      Смерть - это дверь в вечность. Надо суметь прожить достойно и достойно умереть. Смерть может быть главное испытание человека, главное мерило его существования. Нельзя, прожив достойно, недостойно умирать, цепляясь и выкарабкиваясь. Тогда, значит, и жил не так достойно. Нужно быть благодарным за каждый отпущенный тебе день. Каждый день - это открытие и обогащение. И встречать неизбежность спокойно и с достоинством.

      Старость - это близость к смерти, к смерти сначала духовной и лишь затем физической. Мёртвый духовно - это человек, не способный меняться в самом себе. В молодости духовная смерть не так видна, как в старости. В старости не заметить её невозможно. Смерть духовная ведёт за руку и смерть физическую. Это мать и дочь. Смерть физическая - родная дочь смерти духовной. Старость обличает и развенчивает нас. В старости можно только быть тем, что ты есть. В старости человек оказывается тем, чем сам позволяет себе стать.

      
       *  *  *
      
      О вере

      Что есть вера?

      Определение веры даётся нам в Библии: «Вера есть осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1). Если о вере сказано, что она есть «осуществление», то вера, стало быть, есть чувство не пассивное, но, напротив, побуждающее к деяниям. Осуществление ожидаемого, то есть предвиденного. Это значит, что вера - осознанный и целенаправленный путь, путеводная нить, один кончик которой держит в руках человек, а другой - Бог.

        «Вера есть способность духа. У животных её нет, у дикарей и неразвитых
        людей - страх и сомнение. Она доступна только высоким организациям»
        А.П.Чехов. «Из записных книжек», том.11, стр 380.

      «Вера без дел мертва» (Иак. 2:20, 29). Вера - это неустанный духовный труд, труд возделывания своего внутреннего мира. Если вера не делает человека выше и масштабнее, то есть ближе к Богу, то чего такая вера стоит.

       Вера это не только исполнение обряда, это не только усвоенное раз и навсегда знание: я знаю, что Бог есть, и что Он любит меня. Вера есть постоянное духовное усилие слияния с Богом. Я не только знаю, что Бог есть, и что Он меня любит, но я, отвечая ему, сам постоянно иду Ему навстречу. Место встречи - Душа. Душа, восходящая к Богу.


      *  *  *

      О молитве

      Молитва - это способ нашего общения с Богом, духовное усилие, делаемое навстречу Богу. И усилие это требуется сделать вовсе не потому, что Бог от нас далеко. Бог как раз совсем не далеко. Далеко от Него мы, потому что душевно слепы и духовно глухи. Усилие, делаемое навстречу Богу в молитве, - это и есть преодоление собственной глухоты, обособленности, замкнутости на самих себе. Хотя наша молитва и обращена к Богу, но объект её - наша душа, возделываемое поле, сад, который Бог даёт нам возделывать и хранить.

      Молитва «Отче наш» - не просто главные слова для любого христианина. Это единственная молитва, которой научил нас сам Бог. Бог-Сын продиктовал нам молитву к Богу-Отцу.

      Молящийся человек обращается к Богу, называя Его «Отче» - Отец. Первым же словом молитвы человек обозначает свои отношения с Богом: Отец и сын. Не Господин и даже не Учитель, но именно Отец - самый близкий тип родства, который только и существует на свете. Тип родства, в котором соединяется и Господин и Учитель, и добавляется ещё то, чего нет ни в отношениях Господин-слуга, ни в отношениях Учитель-ученик. Всё это восходит на новую высоту, овеянную теплом отеческой любви, любви, существующей только между отцом и сыном.

      И не просто «Отче», но «Отче наш». Не разделяющее - «мой», но объединяющее «наш». Наш общий Отец. Один на всех. Всем одинаково открытый. Всех одинаково любящий и принимающий каждого в Своё сердце. Следовательно, все мы - чада Божии, а между собой - не иначе как братья и сёстры. И когда в Евангелие говорится о брате, то имеется ввиду родство уже вовсе не кровное, но общечеловеческое, всепланетарное, в котором нет не только врагов, но даже и чужих, а есть лишь братья.

      В этих двух коротеньких словах «Отче наш» - мироощущение, подкреплённое осознанием двойного родства всех живущих на этой земле: родства человека и Бога (Отец и сын) и родства человека со всем человечеством (братья и сёстры).

      Есть ли призыв к единению более гуманный по смыслу (единение через человеколюбие, а не через страх или ненависть), есть ли призыв в своей простоте более доступный для понимания и столь всеохватывающий по масштабу: сюда приглашено всё человечество. И никто не окажется здесь лишним, поскольку в индивидуальной молитве каждого человека его маленькое «я» представлено одновременно и как частица всего человечества и как тянущееся к нашему общему Отцу дитя.

      И в этом мире двойного родства (Бог - человек, человек - человек) разве есть место вражде или распре, а уж тем более ненависти и кровопролитию? Есть ли тут место братоубийству? Из-за чего ссоримся? Ради чего воюем? Или же называя в молитве Бога «Отче наш» мы каждодневно лжем? Самим себе, Богу, друг другу.

      Разве хоть кому-нибудь и когда- нибудь это удавалось?

   
      *  *  * 

      Мы не Европа и не Азия, мы - Россия, мост между ними, золотая середина. Она либо снимает противоречия и противостояния (если путь найден), либо заостряет их (если путь не найден). Россия находится на перекрёстке между Западом и Востоком, разделяя их территориально и духовно соединяя их в себе. Россия - великая страна, великая не столько масштабами территорий, богатством недр, сколько своими духовными исканиями, своим мученичеством, которое она не единожды приносила в дар человечеству, дар, который не был ни понят, ни принят. Россия всегда была костью в горле западного мира.
Став со временем во главе мира, Россия не просто опередит всех, но и покажет миру новый, иной путь и иную, новую цель бытия: бытие во имя высшего в человеке.


      *  *  * 


      Наше понимание Октябрьской революции как пролетарской основано на политических спекуляциях: только так и можно было пристегнуть Россию к теории Маркса, выросшей на западной почве. Маркс был оправданием того революционного хаоса, в который оказалась низвергнута Россия. Пролетарской страной Россию сделал большевизм. Октябрьская революция по своей сути была революцией крестьянской, анархической, то есть бунтом.

      В России никогда бы не произошла ни революция 1905 года, ни февральская, ни Октябрьская, если бы в этом не был бы заинтересован Запад, всегда рассматривающий Россию как опасную соперницу. Западу никогда не была нужна сильная Россия. Из-за рубежа шли огромные деньги на развал России изнутри. То же произошло и в 1991 году. И в распаде СССР был заинтересован Запад. Так что всегда Россия существовала в атмосфере сильнейшего давления извне.

      Советский Союз сокрушила и нелюбовь многих его граждан к своей стране, взращенная заграничными голосами. Мы проиграли информационную войну, дав вползти в наши души змеям. Мы побеждены без единого выстрела, взяты в плен без боя. Мы проиграли эту битву внутри самих себя.

      То, что сделала с нашей страной наша нелюбовь к ней - центробежная сила, можно искоренить лишь любовью - центростремительной силой. Проиграв Западу в этой бескровной войне, мы предали тех, кто погиб в войнах за нас и в первую очередь в Великой Отечественной войне.

      Система, которую мы все так яростно ругаем, не причина, а следствие, дело не в ней, а в нас. Система созревает внутри нас, а затем выходит наружу и начинает управлять нами.


      *  *  *
      
      О евреях.

      Евреи - единственные из всех народов, чья религия не стала всемирной как христианство, буддизм, ислам. Это значит, что они как бы попытались украсть у человечества Бога, считая, что Бог принадлежит только им, народу, который должен был стать Божьим, но по непреодолённому эгоизму не сумел стать им.

      Христос был распят в Иудеи и иудеями - вот камень преткновения, о который мы упорно запинаемся. Но и рождён он был тоже в Иудее. И в Иудее же он был предсказан за 100 без малого лет до своего появления. Евреи разделились на гонителей и учеников, открытых последователей и тайных. И потом Христос был распят не евреями, а греховностью нашей. Мы (не евреи) чисты лишь потому, что не были там и тогда. Мы каждый день распинаем Христа в своей душе. Не надо умывать руки как Пилат. Ведь он сказал «Се человек», то есть не Бог. И этим подписал приговор. А ведь он был не еврей, а римлянин. Он мог остановить, а не остановил (мог, да не захотел). Так что распинают не только ненавистью, но и равнодушием (я умываю руки, я тут не причём), перекладывая ответственность на других. Христа казнили за то, что не поняли Его. Сами не поняли, а Его казнили. Вот она - человеческая логика. Одни Его приняли, поверив, что Он - Сын Бога. Другие - Его не приняли, не поверив, что Он - Сын Бога.  Но ни те,ни другие  не поняли Его. Его не понял никто. Бог позволил нам убить Иисуса, чтобы показать, кто мы такие!

      Убийцы Христа не только те, кто непосредственно распинал Его на кресте, но и все те, кто вольно или невольно прокладывали путь этому, Его путь на Голгофу. Он на Голгофу восходил, а мы, возводя Его на Голгофу, нисходили.

      Обязательно ли должен был погибнуть Иисус Христос?

      В Евангелии от Иоанна читаем: «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (14:2-3). Стало быть, Он уходит не затем, чтобы приготовить нам место на небе. Место уже готово и ждёт нас. Но готовы ли мы к тому, чтобы там оказаться. Не должны ли сначала мы сами приготовить Ему место в своей душе, и встретившись с Ним в нашем сердце вместе с Ним идти туда, где Он. Не потому ли Он и ушёл, что мы не готовы идти вместе с Ним?


      *  *  *

 
      Бог создал человека способным отвечать за судьбу мира. Нить этой судьбы Он дал нам в руки. Нам же остаётся быть достойными, не выпускать эту нить из своих рук, не бросать её себе под ноги. Духовное усилие понять, что есть добро и что зло, - это то, что требует и чего ждёт от нас Бог и сейчас. Принять на себя ответственность за искореженный и окровавленный мир, отданный нам во власть. Принять на себя ответственность и перестать искать виновных, перекладывать вину на других и уклоняться от ответственности.

 
      *  *  *

      Духовную родину мы выбираем себе сами.

      Моя духовная родина - Россия. Она всегда во мне, где бы я не жила. Дело не в том, что я физически родилась в России, что я русская по крови и генам. Россия - моя духовная мать, моё небо, и в этом плане национальность не имеет значения.

      Теперь, когда благодаря средствам массовой информации нам открыт практически весь мир, душа может выбирать себе полюс духовного тяготения, тем более возрастает ответственность человека за самого себя.