1. Старинные вещи. Бабушкино платье

Вадим Прохоркин
1.Старинные вещи. Бабушкино платье
Начало: см. "Старинные вещи. От  автора" - http://proza.ru/2020/11/02/719

Моя бабушка по материнской линии Клавдия Сергеевна Гречишникова, в замужестве Дьяконова, родилась в 1878 году в городе Калуга в мещанской семье. В юности училась портновскому мастерству, вероятно, была ученицей у какой-нибудь портнихи. Чтобы научиться шить требовалась швейная машина, и она была куплена. Машина была известной американской компании «SINGER». Стоили они тогда недешево, и иметь такую машину считалось престижным. Был куплен и портновский манекен, а потом еще  и портновский стол Так что бабушка была невестой с богатым приданым.

Все свои наряды бабушка шила сама и, судя по сохранившимся старым, более, чем столетней давности, фотокарточкам, на которых она изображена в платьях, пошитых своими руками, - в швейном деле она была большой мастерицей – её платья выглядят великолепно, и она сама в них выглядит и великолепно, и изящно.

У бабушки хранилась целая кипа модных журналов, которыми она пользовалась. Главным центром моды в Европе был Париж, именно там появились первые самые известные модные дома. В той кипе имелись журналы и с модами из Парижа. И если бабушка пользовалась такими журналами, то вполне возможно, что фасоны платьев, которые она шила и для себя, и своим заказчицам, были из Парижа.

Из всех бабушкиных платьев мне более всего нравится платье на фотоснимке, предваряющем текст этого рассказа. Платье длинное, «в пол» (до пола), или, как называли их модники, «королевской длины». Оно из чёрного шёлка, строгое, элегантное, на нём нет никаких лишних декораций и деталей, украшают его лишь длинные бусы, спускающиеся от шеи до самой талии. Впрочем, одна деталь имеется. Это что-то похожее на кольца такого же чёрного цвета, как и само платье, украшающие четыре пальца правой руки бабушки. На левой руке таких колец не имеется. Что собой представляют эти кольца, являются ли они своеобразным украшением или выполняют какую-то иную функцию, догадаться трудно; версии могут быть различные, надеюсь, что кто-нибудь из читателей подскажет правильную.

В этом красивом платье бабушка выглядела грациозной, женственной и совсем молоденькой, так что, по моим прикидкам, снимок мог быть сделан в 90-х годах XIX столетия. А похожа ли бабушка на снимке на мещанку? Безусловно, не похожа, на снимке она выглядит, скорее,  как барышня из дворянской семьи. И это не только моё мнение, так считают все, кто видел этот снимок.
Фактически я мало разбираюсь в моде, так что моя оценка - это оценка дилетанта. Но красота не требует каких-то особых знаний, красота сразу бросается в глаза, она бесспорна.

Для каких целей бабушка пошила себе такое роскошное платье, куда она в нём могла пойти? Надо отметить, что в молодости бабушка не была затворницей и любила развлечения. Культурная жизнь в Калуге била ключом. Еще в бытность Калужским губернатором действительного статского советника Жукова Константина Николаевича (1883-1887) в Калуге было создано общество любителей музыкального и драматического искусства, которое организовывало гастроли оперных артистов, оперные спектакли в театре и благотворительные концерты в Дворянском собрании. И бабушка со своей самой близкой подругой Елизаветой Ильиничной Розановой (кстати, тоже была портнихой и тоже шила себе модные наряды) были непременными посетительницами этих концертов и спектаклей. Бабушка помнила многие арии из оперетт и часто их напевала. На гастроли в Калугу приезжало много знаменитостей, приезжал и лирический тенор Леонид Собинов. Он пел в парадном зале Дворянского собрания и в Народном доме, и бабушка с восторгом отзывалась о его голосе, очевидно, ей удалось-таки побывать на его концерте. В Народном доме выступала и известная балерина Екатерина Гельцер.

Так куда же в длинном до пола платье могла пойти бабушка в Калуге, не отличавшейся чистотой улиц? Большинство окраинных улиц города не имело никакого мощения, вследствие чего на них царила непролазная грязь. Вот как описывает состояние улиц после проведения их ревизии калужский полицмейстер Е.И. Трояновский в одном из своих предписаний господину приставу 1-й полицейской части, требуя наведения порядка:

 «…все немощёные улицы и переулки – Зеленая, Хроповская, Аптекарская, Пятницкая, Солдатская и др. стали невозможны не только для пешеходов, но и для легковых извозчиков, да и для телег небезопасны. Они всплошь изрыты свиньями, которые бродят стадами, а коровы пасутся между ними, растаптывая грязь. Все помои льются и отбросы вываливаются прямо на средину улиц без всякого стеснения».

В центре города большинство улиц были мощеными и не так грязны, но и там без извозчика всё равно было не обойтись. А пойти можно было на променад в Городском или Пушкинском саду, на премьеру в Калужском драмтеатре, наконец, на гастроли столичной знаменитости или другие увеселительные мероприятия в Дворянском собрании или в Народном доме, о чём я уже упоминал. Но вполне возможно, что платье бабушка пошила не для посещений театра или Дворянского собрания, а для какого-то конкретного случая: венчания и свадьбы кого-нибудь из своих родственников или знакомых, для участия в другом торжественном или праздничном событии.
 
Платье было в пол и с длинными рукавами, так что, по всей видимости, предназначалось оно для холодного времени года. А это значит, что бабушке была нужна еще и верхняя одежда, а также головной убор и тёплая обувь. К сожалению, я не знаю, что в зимнее время носили калужские модницы. Выбор верхней одежды, шляпок и обуви был довольно велик, так, в качестве верхней одежды женщины носили шали, накидки, салопы, бурнусы, казакины, пальто - и это не весь перечень. Какую верхнюю одежду предпочитала бабушка, а также, какие она носила шляпки и обувь, теперь уже не узнать.
 
Украшает бабушку и её причёска. Причёска строгая, не фривольная, она очень бабушке к лицу, подчёркивает достоинства её внешности и делает её более привлекательной.

Полагаю, что это шикарное платье бабушка одевала не так уж и часто. Менялась мода, менялась сама бабушка, менялась её жизнь, - и платье, отслужившее  своё, было спрятано на хранение в сундук. Во время пожара, случившегося в 1918 году, платье вместе с сундуком было спасено. Так, в сундуке, оно и пролежало до самой войны с нацистской Германией. Платью была уготована та же участь, что постигла и другие вещи, оставшиеся в квартире после нашего бегства от наступавших на Калугу фашистских войск: оно было похищено то ли немцами, находившимися в доме на постое, то ли кем-то из калужан, проживавших в квартире в наше отсутствие.
О красоте платья напоминает только старинная фотокарточка. К сожалению её копия получилась не чёткой.

См.продолжение: 2."Еще об одном бабушкином платье" - http://proza.ru/2021/06/01/898