Кинешемские предтечи

Резепин Павел Петрович
Работа «Развитие хозяйства Кинешемского земства Костромской губернии» Николая Дмитриевича Кондратьева является, увы, последним исследованием экономики этого края. Последним, но не единственным – заботами его земляков.
А первым, безусловно, следует поставить «Опыт практических замечаний кинешемского землевладельца о сельском хозяйстве Костромской губернии» Семена Прокофьевича Дмитриева (1800-1866), выдержавший три изданиями и удостоившийся отзывов известных ученых.
Впервые «Опыт» появился в «Трудах Императорского Вольного экономического общества» в 1843 году, членом которого Дмитриева тогда же признали, и главы из него еще долго тиражировали «Ведомости» едва ли не всех приволжских губерний. В молодые годы Семен Прокофьевич служил на флоте, отличился в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и оставил о ней «Воспоминания моряка» в самом первом томе «Морского сборника». Земледельцем же и экономистом флота капитан сделался после отставки в 1833 г., а еще – метеорологом (его наблюдения за Волгой у Челесникова М.А. Рыкачев учел в своей книге «Вскрытие и замерзание вод»), технологом («О бумагопрядении».- М., 1861), дизайнером (например, молотильни, описанной им в Трудах ИВЭО в 1853 г.) и педагогом («Основные начала педагогики в применении к сельскому образованию в России».- СПб, 1846), был не чужд и социальных высказываний (см., например, «Сравнение выгод, получаемых от задельных крестьян против оброчных» // Костромские ГВ, 1848, № 29), а за год до кончины стал гласным новообразованного Кинешемского земства.
Его сын Василий Семенович Дмитриев (1840-1913), флота лейтенант в отставке, прослуживший в земстве полстолетия и бывший членом Государственного Совета, а также губернских статистического комитета и ученой архивной комиссии и делегатом I Всероссийского съезда деятелей по общественному и частному призрению, публиковал статьи по агрономии и кооперации в «Костромском листке» и «Поволжском вестнике».
Василий Семенович Дмитриев, наконец, упоминается в письмах Александра Николаевича Островского (1823-1886), тоже многолетнего кинешемского землевладельца и земца, а Кинешма считается прототипом Калинова в его драмах, однако современное ему кинешемское общество, в отличие от запечатленного им в «Грозе», никак не назовешь темным, а купечество – диким, судя хотя бы по статье «Кинешма в историческом, географическом, торговом и промышленном отношениях» (Костромские ГВ, 1858, № 44 -48) корреспондента Костромского губернского статистического комитета, кинешемского 1-й гильдии купца и благотворителя Алексея Ивановича Поленова (811-1871) или по книгам (например, «Наша фабрично-заводская промышленность и ея недоброжелатели перед судом правды».- М., 1894) и корреспонденциям в «Гражданине», «Современных известиях», «Руси», «Русском деле» и «Русском обозрении» новогольчихинского фабриканта и гласного Кинешемского земства (1877-1898) Александра Федоровича Морокина (1836-1911).
Еше один кинешемский земец с тридцатилетним стажем, а до образования земства двадцать лет служивший депутатом и предводителем кинешемского дворянства, член губернского статистического комитета Лев Александрович Пушкин (1816-1888), троюродный брат поэта, известен, кроме того, как основатель описанной им самим (Костромские ГВ, 1850, № 39) школы садоводства.
Михаилу Матвеевичу Поливанову (1800-1883), корреспонденту губернского статистического комитета, почетному смотрителю Кинешемского уездного училища, затем межевому посреднику и дворянскому предводителю соседнего Юрьевецкого уезда, принадлежит первый опыт технологии, как видно из его статьи «Взгляд на сельское хозяйство и промышленность в Юрьевецком, Кинешемском и Нерехтском уездах Костромской губернии», помещенной в «Журнале Министерства государственных имуществ» (1854, № 1-2).
В заключение осталось также коротко охарактеризовать двух процитированных Кондратьевым авторов, между тем как список трудов каждого, как и послужной список, необозримы. Один из них, Иван Христофорович Озеров (1869-1942), как и Кондратьев, сын крестьянина, из села Занино Чухломского уезда, был его преподавателем в университете, и Кондратьев в своей первой книге ссылается не на что иное как на университетский учебник «Основы финансовой науки» Озерова. Написанной сегодня кажется и первая книга Озерова – «Общество потребителей. Исторический очерк их развития и краткое руководство к основанию и ведению потребительского общества». Удивительно современно выглядят названия и других его книг столетней давности, например, «Финансовая реформа в России, или Кто платит у нас налоги и как переложить их на другие плечи», «Как расходуются народные деньги в России», «Нужды рабочего класса в России», «Фабричные комитеты и коллективный договор», «Обеспечение учащихся путем страхования», а для местного края – «Будущее льна» и «К вопросу о наших северных лесах». При Советской власти он был узником Соловецкого лагеря особого назначения, но все же пережил своего ученика и умер в блокадном Ленинграде.
С автором другой отмеченной книги («Очерки землевладения в одном уголке Кинешемского уезда».- СПб, 1913) Кондратьев вряд ли был лично знаком, поскольку Анатолий Николаевич Куломзин (1939-1824), уроженец усадьбы Корнилово Кинешемского уезда, стал к тому времени председателем Государственного Совета Российской Империи. Но службу начинал в родном уезде и описал ее в «Моих воспоминаниях на должности мирового посредника Кинешемского уезда первого созыва», которые Кондратьеву тоже были известны – из «Вестника Кинешемского земства» за 1914 г., а в 1885 г. В своей усадьбе открыл первый в России завод по производству фосфоритов. Почти два десятилетия затем он управлял делами Комитета Министров и одновременно – Комитетом Сибирской железной дороги, что нашло выражение в таких его произведениях, как «Наша железнодорожная политика по документам Архива Комитета Министров» и «Исторический обзор деятельности Комитета Министров» (в соавторстве с С.М. Середониным) и в редактированных им «Истории Комитета Министров» и «Сибирской железной дороге», а его попечительская деятельность – в книгах «Доступность начальной школы в России» и «Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования».