25. Компьютер и познание мира

Лариса Болотова
                Из книги  «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

 (стр. 82) «Последние десятилетия показали, что самым быстро растущим средством общения и наиболее быстро распространяющимся из когда- либо существовавших инструментов стал  компьютер.

Компьютер – созданная человеком машина, способствующая расширению человеческих возможностей в управлении объективными процессами. Но противоречивость управления эволюцией развития техники заключается в том, что вера в абсолютное управление человеком развития компьютерной технологией является иллюзорной, так как созданные самим человеком машины оказывают встречное воздействие на сознание человека. Жизнь доказала, что человеку гораздо сложнее выйти по собственному желанию из созданной им технологии, чем создать новую технологию любой степени сложности».

                Создав компьютеры, работающий на определённых программах, мы становимся зависимы от них, вся наша земная жизнь. Теперь ни компьютер работает на нас, а мы работаем на него, усложняя и усложняя его структуру. Возникает вопрос: «Кто теперь венец природы?»

«Компьютеризация всех сфер общества вполне сравнима с изменениями, которые в своё время вызвала промышленная революция: она изменяет мировые экономическую, социальную и образовательную системы, изменяет ценности труда и образы жизни людей, превращая интеллектуальный капитал в главный фактор научно-технического прогресса, формирует новый класс, отличающийся высокой глобальной мобильностью специалистов по разработке программных средств, придаёт новое измерение образовательному процессу и воспитанию молодёжи. Сегодня Интернет применяется в гораздо более широкой сфере, чем любое из когда-либо существующих средств коммуникации. Стали реальностью телемедицина, дистанционное обучение, возможность пользоваться крупнейшими библиотеками мира, прогноз погоды и т. п.

«Компьютерная революция» раскрывает неограниченные возможности воздействия на подрастающее поколение. Она трансформирует содержание таких понятий, как «образование», «профессиональная деятельность», «труд», а работа практически  превращается в «инструктаж» компьютера.

ЭВМ выступает эффективным средством воздействия на взаимоотношения людей.

 Компьютеризация воздействует на психологическую переориентацию человека в окружающем мире, формирует совершенно новую этическую ситуацию в обществе, изменяет поведение людей, причём в ряде случаев не только в личную сторону, но, например, порождает такую новую форму антиобщественного поведения, как компьютерная преступность.

Если в старом обществе информационные потоки были овеществлены (газеты, книги, радио, телевидение и т.п.), то в эпоху сетевого интеллекта общество становиться электронным, то есть информация во всех её разновидностях приобретает электронно-цифровую форму, она разделена на биты, введена в ЭВМ и распространяется по сетям со скоростью света.

Сегодня стало реальностью моделирование машиной человеческого обучения и его приспособления к окружающей действительности при помощи машин. Это существенным образом меняет традиционные методы образования и воспитания, вытесняя из учебного процесса живого учителя.

Использование компьютера в качестве учителя придаёт образованию принципиально новые нравственные и учебно-методические параметры, сокращает вербальные методы обучения, сильно уменьшает педагогическое воздействие на ученика, расширяя внутренний потенциал личности в её познавательной деятельности (саморазвитие, самообразование, самоконтроль, самостоятельная корректировка и т.д.).

Но новая концепция работы порождает и новые негативные позиции, когда, например, студент, общающийся с компьютерным терминалом, не выходя из дома, теряет ценность постоянного общения с сокурсниками, перестаёт ощущать чувство коллектива в обществе.

Поэтому мы должны понять, что воздействие сетевого интеллекта на воспитание и становление личности чревато и многими опасностями: те люди, которые останутся позади происходящих технических перемен, окажутся в безпомощном состоянии, так как изменится не только правила ведения дел, но и устои государства, общественные институты и человеческие отношения.

Благодаря компьютеру меняется то, как человек занимается наукой, работает, учиться, играет, думает.

По электронной сети свободно распространяются нелегальные копии чужих трудов, процветает порнография, расширяются злословия о товарах и фирмах, людях, которые кому-то не по душе, существуют неограниченные возможности для распространения злобных посланий.

Безусловно, мощь цифровой технологий и их универсальность применения вызывает трудности в сохранении личных, общественных и государственных тайн, обостряется проблема равенства членов общества.

Компьютер сам по себе не может менять этические нормы и традиции, он лишь увеличивает операционные возможности для аморальных людей причинять вред в своих личных целях.

Возникает необходимость расширения ординарных моральных и правовых правил, что определяет принципиально новый подход к этической парадигме XXI века.

Пока никакой «сверхразумной» машине человеческая рефлексия недоступна».

                Рефлексия недоступна, но то, что люди видят и читают в Интернете, оказывает огромное влияние на их психическое состояние, вызывая волны как любви, так и ненависти.  Большинство человечества не умеет управлять своими рефлексами, а слепо подчиняется им.