5 января 1942 года

Олег Каминский
На снимке: выбросившийся на мель базовый тральщик «Взрыватель».

Североморский театр боевых действий:
Авиация Северного флота в 23 самолёто-вылетах бомбила войска противника и склады в районах Б. Западная Лица и Титовка, 1 самолёт не вернулся на аэродром, а другой при вынужденной посадке разбился.
Немецкий самолёт сбросил 3 бомбы на Мурманск.
В ночь с 4 на 5 января подводная лодка С-102 (капитан-лейтенант Городничий Л.И.) высадила разведгруппу на побережье в Перс-фьорде, а 2 сторожевых катера типа «МО» - на западный берег губы З. Лица.
Подводная лодка К-1 (капитан 3 ранга Августинович М.П.) возвратилась в базу с позиции в Лоппском море.
В Англию из Полярного вышла английская подводная лодка «Сивулф» («Seawolf»).
Английские тральщики «Саламандер» («Salamander») и «Бритомарт» («Britomart»), не встретив транспортов конвоя PQ-7, возвратились в Мурманск.
Из-за невозможности снять с мели сторожевой корабль СКР-79, тральщик ТЩ-41 вывез его команду и ценное оборудование в Йоканьгу.

Балтийский театр боевых действий:
1 эсминец, 1 канонерская лодка, батареи Кронштадтского и Невского укреплённых секторов вели огонь по войскам и огневым точкам противника под Ленинградом, подавив 7 его батарей.
Вражеские батареи обстреливали Кронштадт и форт Северный № 4.
Сорвана попытка группы немцев подойти к Морскому каналу со стороны Нового Петергофа.
Ввиду плохих метеоусловий авиация Балтийского флота боевых вылетов не производила.

Черноморский театр боевых действий:
Части Севастопольского оборонительного района и 44-й армии на Керченском п-ове продолжали перегруппировку сил. С косы Чушка на мыс Еникале проложена ледовая дорога, по которой начали переход на Керченский полуостров главные силы 51-й армии.
Дальнобойная артиллерия врага обстреляла хутор Дергачи и дорогу Инкерман – Севастополь.
Авиация Черноморского флота произвела 136 самолёто-вылетов, в ходе которых бомбила и штурмовала вражеские войска в районах Евпатории, Дуванкоя, Гаджикоя, Биюк-Отаркоя, Карасубазара и других, аэродром Сарабуз и автоколонны на дорогах Симферополь – Курман-Кемельчи, Николаевка – Саки – Евпатория, Мамашай – Кача.
Неприятельская авиация вела воздушную разведку линии фронта, в Феодосии потопила транспорты «Ногин» (2.109 брт) и «Зырянин» (2.593 брт), повредила транспорты «Жан Жорес» (3.972 брт) и «А. Серов».
В ночь с 4 на 5 января отряд кораблей в составе базового тральщика БТЩ-405 «Взрыватель», 6 сторожевых катеров типа «МО» (МО-024, МО-051, МО-062, МО-081, МО-0102, МО-0105, и морского буксира СП-14 в качестве тактического десанта (капитан 2 ранга Буслаев Н.В.) высадил в Евпатории батальон морской пехоты (капитан-лейтенант Бузинов Г.К.) в количестве 740 человек. Десант понёс большие потери от артиллерийского и миномётного огня противника и его авиации. Получив серьезные повреждения в бою с пикировщиками Ю-87, базовый тральщик «Взрыватель» (капитан-лейтенант Трясцын В.Г.) потерял ход и был выброшен на мель. Дважды выходившие ему на помощь пары торпедных катеров, оказать её не смогли. Из состава первой пары ТКА-91 (старший лейтенант Клюйков В.И.) был потоплен в районе мыса Лукулл 3 истребителями Ме-109 из JG.77. Из состава второй пары ТКА-111 (старший лейтенант Юрченко И.П.), при доставке боеприпасов десантникам, выскочил на мель и погиб, а второй торпедный катер не обнаружил базовый тральщик. Повреждённый буксир СП-14 и 5 сторожевых катеров типа «МО» возвратились в Севастополь. Связь с десантом была потеряна.
Крейсер «Красный Крым», 1 базовый тральщик и 4 сторожевых катера типа «МО» повторно вышли из Новороссийска для высадки десанта в районе Алушты.
Подводная лодка М-60 (капитан-лейтенант Кудрявцев Б.В.) возвратилась в Севастополь. В процессе нахождения в позиции боевых соприкосновений с противником не имела.
В главную базу прибыли крейсер «Молотов» и минный заградитель «Островский».

Примечание: Использована публикация журнала «Морской сборник» за 1992 год, уточнённая и дополненная информацией из других источников.

Продолжение следует...