Армия и казаки в Семилетней войне ч. 10

Николай Мринский
В итоге русские и австрийские силы обменялись отрядами. 29 августа Чернышёв с 10 пехотными полками, двумя конными, одним гусарским и одним казачьим направился в расположение союзников. В 1757 г. ему уже довелось вместе с австрийцами, под командованием фельдмаршала Дауна, участвовать при Коллинской битве и разбить пруссаков. К русским был командирован ген. барон Бек с 40 эскадронами и 800 чел. пехоты, но при условии, что его не станут посылать за Одер. Начиная с конца августа, Конференция уже стала рассуждать о зимних квартирах для русской армии в Померании, но никак не в Польше. Под Кольбергом П. Румянцев начал второе обложение. В процессе проведения разведки казаки часто вступали в бой с немецкими отрядами. Однажды, полковник Бибиков захватил в плен ген. Вернера, 12 офицеров, 500 рядовых при 2 пушках. Немногие спасшиеся из большого отряда Вернера преследовались казаками до г. Нейгарда. Казаки и гусары ген. Берга продолжали беспокоить неприятеля. Их главной задачей было - не допустить подхода помощи Кольбергу со стороны Штеттина. 2 октября отряды ст. офицеров Филиповича и Текели напали на вышедший транспорт и 2 тыс. солдат ген. Клейста, и те ретировались обратно в Штеттин. Пруссаки из Трептова выслали отряд на Вейсентин для восстановления коммуникации со Штеттином. Ген. Берг атаковал этот отряд. 4 октября Текели с Сербским гусарским полком и 2 полками казаков стал обходить немцев с тыла, сам Берг с 8 орудиями, 6 эскадронами драгун и несколькими полками казаков пошёл с фронта.

5 октября разыгрался бой. Пруссаки вышли из Вейсентина и стали за речкой меж деревней и усадьбой среди болот, имея за спиной лес. Артиллерия ген. Берга открыла по ним огонь, а в это время конница была пущена в обход. К пруссакам должен был подойти на помощь батальон пехоты из корпуса ген. Шенкендорфа, но его завернул назад эскадрон жёлтых гусар от полковника Карпа с небольшим числом казаков, которыми командовал А.В. Суворов. В том бою 1 прусский офицер и 40 рядовых сдались в плен. Меж тем под Вейсентином пруссаки после недолгого сопротивления капитулировали. Их потери составляли 100 убитых, 12 офицеров и 462 рядовых сдались в плен. Русские захватили 1 орудие. Ген. Берг потерял из своего отряда 1 офицера и 42 рядовых. Румянцев выделил ещё дополнительные силы во главе с полковником Апочниным (Рижский конногренадерский полк, 2 батальона гренадер, 2 батальона охотников, 2 эскадрона гусар и 4 сотни казаков). В виду этого войска ген. Платена 7 октября вынуждены были отступить. 14 октября гарнизон г. Трептова был принужден к капитуляции. Таким образом, Румянцев окружил пруссаков со всех сторон, преградив подвоз продовольствия и иных припасов к крепости Кольберг. Неприятельские отряды, которые направлялись для прикрытия обозов были теперь разбиваемы. 25 октября началось общее отступление русской армии в Польшу. Берг получил приказ направить «для посылок в разъезды от армии в её марше» для 1-й дивизии 100 казаков, для 2-й дивизии «донских же казаков при майоре Фелькерзуме» (15).

При прибытии к Висле указанных казаков вернуть к Бергу, «а бригадиру Краснощёкову подтверждено, от неприятеля не отступать и всегда его обеспокаивать». 15 ноября Бутурлин вступил в Мариенвердер под колокольный звон. Главные силы в который раз отошли за Вислу. Князь Волконский находился на р. Варте, граф Чернышёв – в Силезии, Румянцев остался под Кольбергом, где с 15 числа началась настоящая зима. Фельдмаршал Бутурлин приказывал ему тоже отступить на зимние квартиры, но любимец славы ослушался своего главкома не боясь гнева, поскольку они были родственниками. Осаждающие части корпуса под умелым руководством графа П.А. Румянцева и при поддержке десанта моряков во главе с Г.А. Спиридовым захватил крепость Кольберг на берегу Балтики. Открывался путь на Штеттин и Берлин. 29 ноября в стенах крепости Кольберг была пробита брешь и после отхода принца Вюртембергского, коменданту полковнику фон дер Гейде было направлено последнее предложение о капитуляции. Дважды спасавший вверенную ему крепость, комендант, учитывая острый дефицит продовольствия 5 декабря Кольберг сдал. В плен пошли 88 офицеров и 2815 солдат Победителям достались 20 знамён и 146 крепостных орудий. Захваченный боезапас состоял из 33 тыс. ядер и бомб и 500 тыс. пуль. 1761 год заканчивался. Русская армия выполнила совершенно бесплодное отступление к Одеру. Вместе с австрийским корпусом Лаудона совершила ряд бесполезных и бесцельных маршей, ничего решительного не предпринимая.

Единственными успехами в эту кампанию были: взятие Швейдница графом Чернышёвым вместе с Лаудоном и Кольберга графом Румянцевым. Пруссия, лишённая какой-либо помощи стояла на краю своей гибели. Несмотря на армию в 50 тыс. чел., большею частью только что набранных, положение Фридриха было крайне тяжёлым, и он понимал, что дело подошло к развязке. Но тут случилось нечто роковое. Спасение для Пруссии пришло из Петербурга - 25 декабря 1761 г. скончалась Елизавета Петровна. С этого дня международная ситуация начала стремительно меняться. Пришедший на российский трон племянник покойной императрицы (его отец - герцог Гольштейн Готторпский Карл Фридрих, племянник шведского короля Карла XII, мать - Анна Петровна, дочь Петра I) Пётр III Фёдорович 5(16) марта 1762 г., тотчас разорвал союз с Австрией и предложил обожаемому им прусскому монарху Фридриху II перемирие, по условиям которого русские войска (52 405 чел.) остались на квартирах в Померании и р. Одер была назначена пограничной линией. А 24 апреля 1762 г., уроженец г. Киля, «взрослый ребёнок», ненавидящий всё русское, заключает с Фридрихом трактат, на основании которого прусскому королю возвращались все завоёванные нами земли, а затем был заключён с ним и союзный договор. После смерти Фридриха Великого, в Германии ещё долго процветал культ короля-полководца, которого поклонники с любовью называли "стариной Фрицем". В завещании он указал похоронить себя в своём любимом дворце Сан-Суси в могиле рядом с его любимыми псами.

Однако его племянник и преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил завещания и повелел похоронить в Потсдамской гарнизонной церкви, рядом с его отцом, королём-солдатом Фридрихом Вильгельмом I. Завещание Фридриха Великого было выполнено 17 августа 1991 г., ровно через 205 лет после его смерти. Останки Фридриха в сопровождении почётного караула бундесвера были установлены для торжественного прощания на парадном дворе Сан-Суси, а само погребение состоялось ночью, как и указывал в своём завещании прусский король. Шведы, опасаясь оставаться с пруссаками один на один, тоже заключили с ними мир. При возвращении армии в Россию при 1-й дивизии следовали и два донских полка. Отдельно двигались 10 донских полков бригадира Краснощёкова. Приказано было 100 казаков из этого сборного отряда направить в колонну графа Панина, «а прочих отправить особым трактом на Дон; для лучшего ж над ними смотрения прикомандируются из полков штаб офицеры». Чугуевский полк под командой бригадира Булацеля оставался при главной квартире. А «кампанейский Чеснаков (полковник Чеснок Василий, командир 2-го кампанейского полка, где было порядка 2 тыс. казаков – прим. автора) полк по особливому маршруту имеет следовать в Украину» (16). Корпус Чернышёва перешёл под командование Фридриха, и как заметил Наполеон, «король из самого отчаянного положения вдруг оказался в самом выгодном». Вместе с пруссаками русские подошли к крепости Швейдниц.

«При этом корпусе находились также казаки в числе 2000 человек, которые по своему обыкновению всё рыскали кругом и совершали набеги под самые ворота Праги, грабя и опустошая все местечки и деревни, через которые проходили» (17). При вступлении в лагерь казаки успели взять в плен до 80 цесарских гусар. Ведя также бой у лагеря Яурник, казаки вместе с прусскими егерями вытеснили из леса кроатов, чьи пули долетали до лагеря. Вместе с корпусом ген. Таунцейна казаки ходили из Бреславля для осады Шведница, в котором засели австрийцы. А с корпусом ген. Ненвита ходили на Богемию, где им было позволено грабить. Особо в этом деле выделился полковник Денисов. Его подчинённые пригоняли в расположение войск много скота, употребляемого на порцион. Австрийцы готовили спецоперацию с целью вытеснения казаков из Богемии, но те ушли сами: одни в лагерь, другие гнали скот на продажу в Польшу. В связи с тем, что казаки не могли в набегах отличить прусскую конницу от австрийской, так как обмундирование было очень схоже. Прусским гусарам приказали носить на шапках султаны из перьев. 28 июня 1762 г. в России произошёл переворот, а 6 июля император Пётр III был убит. Корпус Чернышёва, зная обо всех этих событиях, по просьбе короля всё же принял участие в сражении при Буркерсдорфе 21 июля 1762 г. В тот же день русские войска присягали новой императрице, а на следующий день выступили в поход на родину. Вступившая на престол Екатерина II, заключила 15 февраля 1763 г. в Саксонии мирный договор с Фридрихом. 

Жертвы России в Семилетней войне оказались напрасными. Вообще за время ведения боевых действий погибли примерно 800 тыс. солдат из всех воюющих армий. Пруссия, доведённая в течение пяти лет до разорения, несмотря на то, что потеряла 200 тыс. погибшими, позволила себе воевать ещё до 1763 г. Россия, вышедшая из войны ранее, никаких территорий или компенсаций потерь не получила. Полководец П.А. Румянцев, оценивая действия кавалерии, писал, что провели войну против немцев на самых малых русских лошадках и употребляя, сказать прямо, против них одних казаков. Донское войско за участие в войне получило наградное белое знамя. 
 
ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Семилетняя война. Сборник документов. М.: Воениздат, 1948, с 32, 35.
2. Там же – с. 42-43.
3. К.Ф. Валишевский. Дочь Петра Великого. М.: Книга, 1990. С. 463.
4. Масловский Д.Ф. Русская армия в Семилетнюю войну. Вып. 1. Поход Апраксина в Восточную Пруссию (1756-1757). Приложения. М.: Типография окружного штаба, 1886. С. 194.
5. Там же – С. 45.
6. Ригельман А.И. Указ. соч. С. 196.
7. Архенгольц И.В. История Семилетней войны. М.: Аст, 2001. С. 85-86.
8. Люшковский М.В. Расписание состава русской армии в Восточной Пруссии 1757 г. Рейтар. Военно-исторический журнал. № 43 (2009). С. 62.
9. Масловский Д.Ф. Русская армия в Семилетнюю войну. Вып. 2. Поход графа Фермора в восточные области Пруссии. Приложение. М.: Типография окружного штаба, 1888. С. 164.
10. Там же, что и под № 1 - С. 343.
11. Записки – генерал-фельдмаршала А.А. Прозоровского. С. 58.
12. См. Там же, что и под № 4. С. 192.
13. Там же, что и под № 1. С. 485.
14. Там же, что и под № 1. С.513.
15. Масловский Д.Ф. Указ. соч. С. 195.
16. Масловский Д.Ф. Русская армия в Семилетнюю войну. Вып. 3. Походы в Пруссию графа П.С. Салтыкова и А.Б. Бутурлина. Берлинская операция графа Захара Чернышева. Осада Кольберга графом П.А. Румянцевым (1759-1762). Приложения. М.: Типография окружного штаба, 1891. С. 261-262.
17. Архенгольц И.В. Указ. соч. С. 418.

Николай Мринский 2019 -2021 гг.