Газетная проза. В капкане у аферистов. Часть 2

Борис Ильич Комиссаров
Добиться диалога с гендиректором питерского издательства "Буквально"  Андреем Медведевым мне не удалось. Он по-прежнему предпочел разговаривать со мной через своих менеджеров, которые, полагаю, познакомили шефа со статьей народной газеты "Вечорка" от 28 апреля 2021 года, напечатанной под заголовком "В капкане у аферистов. В издательстве "Буквально" издеваются над писателями".

В течение почти двух лет менеджеры исправно отвечали на все вопросы, связанные с размещением моей книги в книжном магазине. Через год бесполезных ожиданий я потребовал возврата денег, переведенных на карту руководителя. В письмах от 16 августа и 7 октября 2020 года я отказался от печати книги и потребовал вернуть на мою карту 3 тысячи рублей, желая использовать их на печать обязательных экземпляров и отправки в Книжную палату.

На крайнее письмо терпеливо ждал ответа полгода, после чего выложил эту историю в своих блогах в соцсетях, а затем и в газете. Почему же пришел конец вежливой переписке с издательством? Может быть, из-за моей эмоционально возбужденной фразы, на которую честного и правдивого ответа у гендиректора и его сотрудников не нашлось.

"Здравствуйте, Борис Ильич! Вас никто не обманывал. Книги лежат в издательстве уже давно. Готовы Вам выслать хоть сегодня.

Просим Вас связаться с нами по телефонам издательства. В дополнение высылаем подтверждение наших слов. На фото видны ваши книги.

На протяжении нескольких месяцев с Вами не могли связаться. А вы не удосужились позвонить или написать нам письмо. Ваша публикация в газете карается законом. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, образует особо квалифицированный состав преступления (ч.5, ст. 128.1 УК РФ).

Для урегулирования наших взаимоотношений просим Вас связаться с нами по телефону".

Издательству - от автора:

"Не нужно мне отсылать мои книги, печать которых я не заказывал. Вы должны были, согласно Вашим заверениям, 10 экземпляров разместить не позднее января 2020 года на полках книжного магазина Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена. И тем более не надо меня шантажировать и запугивать ответственностью за клевету.

Не нужно лгать, спасая своего директора от обвинений в присвоении чужих денег, и утверждать, будто вы не смогли связаться со мной по Вашей электронной почте. Это полнейшая чушь. Наша непрерывная переписка содержит 274 письма. По тому же адресу, по которому я получил от Вас данное письмо под заголовком "Не можем связаться с Вами", было направлено вам мое крайнее письмо от 7 октября 2020 года, на которое ждал ответ в течение полугода. Еще раз призываю к Вашей совести. И не пытайтесь меня оболгать: вся моя переписка с издательством "Буквально" всегда велась и продолжает вестись в настоящее время по электронной почте.

Как сообщил мне в одном из писем менеджер Александр, гендиректор приносит свои извинения и обещает лично разобраться с поставленными мной вопросами. Не дождавшись никаких объяснений от руководителя издательства, 7 октября 2020 года я написал вот это, к сожалению, оставшееся безответным, письмо.
Напомню его содержание:

"Уважаемый Андрей Владимирович!
11 июля 2020 г. я обратился на Ваше имя с просьбой ознакомиться с предыдущей перепиской по электронной почте, в которой я просил ответить о судьбе моей книги, которую Вы еще в прошлом году предложили разместить в магазине педагогического университета им. Герцена. Я выполнил свои обязательства по перечислению 3000 рублей за издание и размещение в магазине 10 экз. книги. Вы их не выполнили и, наверное, было бы правильным возвратить мне на карту указанную сумму. Во-вторых, я также просил выполнить другую обязанность издательства: предоставить отчет о продажах моей книги за 2019-й год и январь-сентябрь 2020 года. В-третьих, я попросил выяснить, имеются ли обязательные экземпляры моей книги в Книжной палате. Если таковые отсутствуют, прошу отпечатать необходимое количество экземпляров и отправить по адресам. В этом случае я оплачу Ваш заказ после возвращения мне неиспользованных для размещения моей книги 3000 рублей.

15 июля 2020 г. менеджер Александр сообщил мне, что мое письмо передано генеральному директору издательства, и от Вашего имени, принеся извинения за сложившуюся ситуацию, он пообещал, что в "ближайшее время" Вы "лично" свяжетесь со мной и сами решите данные вопросы. Я поблагодарил Александра за то, что он вселил в меня уверенность в скором и непременном разрешении сложившейся ситуации. Затем мною было получено следующее письмо от менеджера издательства Александра Максимова: "Простите за задержку с ответом. Ваши вопросы непременно будут решены".

На обращение в августе 2020 года мне ответили, что руководство издательства находится в отпуске, и вновь пообещали, с извинениями, что по возвращении из отпуска по всем заданным мной вопросам будут приняты решения".

“Отмазки" для директора

И теперь, спустя полгода, почувствовав реальную угрозу для обвинений в мошенничестве, вы уже не просите прощения, а идете в наступление на автора книги. Чтобы избежать обвинений в обмане и присвоении денег, срочно печатаете книги и заодно обвиняете автора в клевете, предлагаете мне позвонить вам. Зачем? Чтобы еще раз "наехать" на меня с угрозами? Я готов выслушать обещанные мне менеджером Александром извинения за невыполнение обязательств издательства и фактический обман автора.

В заключение повторю неслыханное по наглости (и юридической безграмотности), весьма похожее на бандитский наезд, письмо из издательства, от прочтения которого меня должен был бы охватить ужас из-за содеянного. Но я не испугался и в обморок не упал.

Особо опасен

Во как! Приговор уже вынесен! Я же еще виноват в том, что не удосужился "позвонить или написать нам письмо". Это пишут мне, написавшему в прошлом году десятки писем в издательство и получившему десятки ответов от менеджеров, в том числе с извинениями и обещаниями исполнить свои обязательства.

Присвоение 3000 рублей (а газетная статья не содержала обвинения, в ней было только оценочное суждение обманутого писателя о поведении, "похожем" на мошенничество).

Оказывается, действия по отжиму 3000 рублей можно приравнять к особо тяжкому преступлению, которое "образует особо квалифицированный состав преступления". Однако, согласно закону, будь сумма выманенных денег всего на 500 рублей меньше, действие правонарушителя перешло бы из уголовной категории в разряд административных правонарушений. В основу же квалифицированного (особо квалифицированного) состава положены отягчающие (особо отягчающие) признаки, с наличием которых законодатель связывает необходимость усиления ответственности в силу повышенной опасности преступления (например, в ч. 2 ст. 105 УК РФ "Убийство", чч.2,3 ст.161 УК РФ "Грабеж" и др.).

Ну что ж, дерзайте, нападайте, шантажируйте, выкручивайтесь, обвиняйте. Я же даю вам шанс поступить честно и порядочно, выполнив следующие требования.

1. 16 экземпляров моей книги "Правда страшного времени (1938-1947)" отправить в качестве обязательных экземпляров в Российскую книжную палату. Десять экземпляров вы уже отпечатали. Допечатайте еще шесть. Мне пришлите трек почтового отправления, чтобы я смог отследить посылку.

2. Пришлите мне наконец-то в соответствии с договором, сводный отчет о продажах моей книги за 2019, 2020 и за первый квартал 2021 года. Мое предупреждение об обращении в правоохранительные органы остается в силе, хотя предпочел бы мирное разрешение конфликта.

Трубку возьмите, пожалуйста

Отправив эту весьма нервную переписку в издательство, я пошел смотреть по ТВ захватывающий сериал. Потом читал свежий номер любимой "Вечорки" до двух ночи. Когда вернулся в спальню, на моем компе уже было входящее сообщение из издательства: "Борис Ильич! Трубку возьмите, пожалуйста. Или просим Вас связаться с нами самостоятельно по номеру телефона издательства. Если Вы настроены на мирное решение вопроса, то выйдете на связь, пожалуйста".

Я ответил, что, к сожалению, не слышал звонка, так как мой телефон после 22 часов настроен на режим "Не беспокоить". "Сейчас у нас половина третьего ночи. Поэтому прошу отложить Ваши звонки до завтра с учетом разницы часовых поясов. А еще лучше просто написать".

На следующий день я напомнил Александру о своих прежних требованиях и напомнил о давнем обещании разместить мои книги в книжном магазине Педуниверситета им. Герцена.

Приятные воспоминания

Четверг и пятницу перед долгими первомайскими праздниками я не отходил от компьютера. Находил в почте и читал с грустью и досадой завлекательные письма от издательства "Буквально" еще от 2019 года.

"Борис Ильич, добрый день! У нас для Вас отличные новости.

Не так давно мы начали активно вести переговоры с физическими магазинами. Мы предоставляем им каталог книг наших авторов. Вашей книгой заинтересовался магазин от Петербургского университета имени Герцена. (у них небольшая сеть из трех магазинов). Согласны ли Вы поставить туда книгу? Нужно напечатать 10 экземпляров. Вы можете напечатать и больше. Но тираж нужен от 10 штук. Условия, как и обычно, от наценки на себестоимость 80% - автору, 20% - издательству.

С другими магазинами пока на стадии переговоров, так что, возможно, в ближайшие несколько месяцев будут заказы покрупнее. С уважением, Анна, менеджер издательства "Буквально". Книгу заказали в твердом переплете, мы предлагали оба варианта.

Про розничную цену пока сказать сложно, это зависит от наценки магазина. Примерно 650 руб 80% будет отчисляться от наценки на себестоимость. За продажу книги Вы получите себестоимость+80% от наценки, издательство только 20% от наценки. Отчеты предоставляются ежеквартально.

Насчет нового тиража будет видно, исходя из продаж первого тиража, как пойдет, как откликнется аудитория. Возможно, этим займемся мы.

Возврат и пересылка непроданного тиража предусмотрен. Магазин держит книгу 1 год, но этот срок может быть продлен или укорочен. Все зависит от того, как пройдут продажи".

Дальше:
"Борис Ильич! Оплата прошла, все получили.

Тогда печатаем тираж и запускаем в продажу, как книга поступит в магазин,я обязательно сообщу. С уважением Анна, менеджер издательства "Буквально".

Еще дальше:
"Здравствуйте, Борис Ильич! Действительно, Ваших книг пока что нет в книжном магазине РГУ им. Герцена. Дело в том, что с того момента, как Вы оплатили тираж, мы продолжали собирать заявки от других авторов, так как поставка должна быть централизованной. В печать книги отдали только в октябре, но в этом месяце в типографии произошла поломка оборудования, и его наладка заняла почти 3 недели. Сейчас типография опаздывает ровно на месяц по заказам. Ваш тираж вместе с другими мы ожидаем в декабре, также сейчас ситуацию ухудшают большие объемы перед новым годом. Ваши книги обязательно попадут на прилавки магазинов, но чуть позже., чем мы ожидали. С уважением, Александр, менеджер издательства "Буквально".

Финальный диалог
(с примечаниями автора)

"Борис Ильич, разъясняю Вам то, что Вы не поняли, и то, что, за что нас осудили.

Во-первых, Вы заплатили как раз-таки не за размещение, а за печать книг,  которые мы разместим".

Примечание автора. Как следует из письма издательства от 30 августа 2019 года, печать тиража осуществлялась только при условии последующего размещения напечатанных экземпляров в магазине для продажи.

"В январе 2020 года у нас были финансовые трудности, из-за чего образовалась задолженность перед типографией. Поэтому Вам говорили, что мы набираем достаточный тираж для загрузки в печать. Нужна была достаточная сумма для загрузки книг.

Далее в марте нас закрыли, в конце апреля мы лишились офиса и до ноября 2020 года пытались работать удаленно, насколько это было возможным. Однако весь период типографии были также закрыты на карантин. В начале ноября у нас появился новый офис, однако тут же Роспотребнадзор нас снова перевел на удаленную работу.
Выйти вновь и начать нормально работать мы смогли только после январских праздников. В феврале Ваши книги уже были отпечатаны. Однако Институт Герцена был переведен на формат обучения в он-лайн-режиме. Все это время не имело никакого смысла отдавать туда книги.

Лишь совсем недавно все ограничения были сняты, и студенты вновь смогли ходить в университет на учебу. Кроме Вас в Герцена хотят попасть очень много авторов, чтобы не возить тиражи по 10 экз. каждый раз, мы ожидали поставку всех остальных, чтобы разом доставить туда книги.

Однако Вы, не уточнив всех нюансов, поступили очень глупо и некрасиво. Обвинить издательство, в том числе нашего руководителя, в краже каких-то 3000 руб.? Абсурд. Мы заключаем контракты шестизначных сумм и выполняем их, а Вы обвинили, причем зря, в том, что якобы наш директор сбежал с вашими 3000?"

Примечание автора. Если учесть деньги всех писателей, мечтающих попасть из интернет-магазина на полки "в Герцена", то, пожалуй, хватит на то, чтобы и с долгами перед типографией рассчитаться. С августа 2019 до февраля 2021 книги авторов, по словам Александра Максимова, не отдавались в печать. За это время суммы на карте гендиректора, перекочевав из кармана писателей, могли солидно вырасти и стать шестизначными.

"Мы порядочно издали Вас, и Вы получали книги, Вы были довольны. А когда мы столкнулись чуть ли не с банкротством и полным крахом из-за тяжелого 2020 года, Вы обвинили нас во всех смертных грехах, даже не удосужившись связаться с нами по телефону. Не ответили Вам по почте, могли бы еще раз нам написать. Нам приходит ежедневно  сотня писем в издательство, элементарно могли не успеть ответить, не заметить".

Примечание автора. Вот уж действительно - в такую глупую "отмазку" поверить невозможно. Александр Максимов, выступающий от имени коллектива, дважды - в июле и в августе 2020-го - аккуратно отвечал на мои письма, заверяя, что генеральный директор лично свяжется со мной и ответит на все вопросы. А третье письмо от 7 октября якобы не заметил. И еще хватило совести возложить на автора обязанность позвонить или написать в пустоту в четвертый раз об одном и том же, когда с тобой вообще не хотят разговаривать.

У меня другая версия. Менеджер не решился расстраивать своего шефа третьим письмом, в котором наряду с законным требованием (в третий раз!) вернуть не истраченные еще на печать чужие деньги дерзко звучал возмущенный риторический вопрос: "Сколько можно обманывать?" Руководитель не желал разрыва сделки с писателем и навряд ли жаждал получить от него новое письмо или звонок. Вот почему с февраля до мая 2021 года автора никто не поздравил со столь радостным известием о предстоящем долгожданном поступлении в магазин его книг.

Нет, никак не прокатывает, простите за сленг, "отмазка"  о невозможности связаться со мной "в течение нескольких месяцев". Ведь мой электронный адрес и телефон не изменился, техника в краевом центре исправно работала, сам не на льдине в океана находился, почту ежедневно открывал. Ничего глупее и циничней, в расчете на обман доверчивого дурачка не придумали? Предполагаю, что и официально оформленного заказа на печать моих книг тоже не было. А отпечатать на скорую руку 10 экземпляров 116-страничной книги с готового макета тоже не займет много времени. И печатник будет доволен левым заказом с расчетом наличкой.

"Исходя из вышеизложенного, сообщите пожалуйста, что Вы хотите сделать со своими заказанными 10 экземплярами книг. Разместить в Герцена? Пожалуйста.

Послать в Российскую книжную палату? Заключим данное соглашение, оплатите услуги отправки - 3000 руб. Оплатите тираж дополнительно 6 экз. книг, и мы вышлем вам трек-номер в подтверждение отправки.

Желаете забрать свои экземпляры книг? Пожалуйста, отправим на Ваш адрес. Александр Максимов. Команда издательства "Буквально".

Примечание автора. Ну, вот это уже по-деловому. Без необоснованных претензий и упреков, нытья о пандемии, банкротстве, карантине и удаленной работе.

Предложение принято. 2021.

От  автора - издательству:
"Добрый день, уважаемый Александр Максимов и вся команда издательства "Буквально"! Я принимаю Ваше объяснение об обстоятельствах, из-за которых издательство оказалось на грани банкротства и не смогло выполнить взятые на себя обязательства по размещению моей книги в магазине Института им. Герцена за период с июля 2019 до мая 2021 года. Мне очень жаль, что своими многочисленными обещаниями и их продолжительным неисполнением сформировали у меня убеждение, что Вы обманываете писателей, получая деньги на личную карту генерального директора. Тем более, что две подобные жалобы от писателей были опубликованы в отношении Вашего издательства в интернете.

Почти полгода я терпеливо ждал ответа на мое письмо от 7 октября 2020 года. В нем я предлагал вернуть мне неиспользованные на печать мои деньги, на которые я просил отпечатать и выслать за мой счет обязательные экземпляры моей книги в Российскую книжную палату. Как можно "забыть" об этом письме и пренебречь своим автором, который со своей стороны выполнял все ваши просьбы для создания положительного имиджа издательства. А теперь Вы же упрекнули меня в том, что я "не удосужился" поинтересоваться, позвонить или написать Вам. В августе Вы написали, что я получу ответы на свои вопросы и предложения после возвращения руководителей компании из отпуска. Я терпеливо подождал до октября  2020 года. Но и на свое письмо от 7 октября не дождался ответа. Это ли не доказательство лжи и обмана - нежелание разговаривать с автором, объяснить ему сложившуюся ситуацию. Вы, Александр, сделали это сегодня, после моей публикации в Народной газете и ваших угроз "покарать" меня за клевету.

Но давайте оставим в прошлом взаимные обиды, для которых имеется повод у обеих сторон. В ответ на Ваши предложения я отвечаю следующее:

1. Прошу разместить 10 экземпляров моей книги, как планировалось ранее, в книжном магазине Санкт-Петербургского педагогического университета имени Герцена.

2. Я не рассчитывал на бесплатную отправку моей книги в РКП за ваш счет. Прошу прислать счет за печать и отправку 16 экземпляров моей книги "Правда страшного времени" (1938-1947)" в Российскую книжную палату.

3.Буду ожидать Вашего отчета о продаже моей книги в издательствах "Супериздательство", "Литрес" и "Амазон".

Борис Комиссаров
Фото из архива автора

(Газета "Вечорка", за 19 мая 2021 г.),
Забайкальский край