Дама с собачкой

Валерий Бунтури
             Отзыв о спектакле Екатеринбургского Камерного театра
 
       18 апреля 2021 года. Раздвинутый занавес. На заднем плане – большой экран, на котором меняющиеся картины – морские пейзажи, персонажи, упоминаемые героями новеллы, лица главных действующих лиц- Гурова и Дамы с собачкой.
       На переднем плане зелёная газонная травка, морские камни и, наверное, где-то море в зрительном зале. Купающиеся учитель и военный, заплывшие к буйку, при виде проходящей вдоль набережной «новенькой», замирают, как в игре «Море волнуется».
       Режиссёр Виктор Поцелуев предложил нам совершенно гениальную трактовку чеховского рассказа, немного осовременив его, но отнюдь не сделав его бледной копией оригинала, а напротив вдохнул и наполнил вечную тему любви новым содержанием. В уста героев вложены рассуждения о природе любви, о добре и зле, о грехе и добродетели. А сколько смешных сцен в доме Гуровых. История любви учителя печальна и трогательна. Сцена любования плывущими облаками и красота природы, наблюдаемая через нерукотворное отверстие в найденном Гуровым Курином Боге, волнуют душу.
       Из рассказов Чехова – этот самый любимый. Помню, как лет семь назад посмотрел фильм с блестящими актёрами Ией Савиной и Алексеем Баталовым, потом сам рассказ и прекрасное эссе моей любимой писательницы Татьяны Толстой о любви Гурова и Анны Сергеевны «Любовь и море». И вот сейчас спектакль… Всё стало ещё сложнее, но пришло понимание мыслей Чехова, поместившего героев в ситуацию, в которой можно найти выход, если…
Ялта… Семь лет подряд, приезжая на отдых с дочкой в Крым, мы всё ближе подбираемся к Ялте. От Фороса-Алушты- Коктебеля-Гаспры к Гурзуфу. Это сказочный рай, где по широкой набережной снуют отдыхающие из городов и весей, где все счастливы и свободны. Ялта – это место, где брызги разбивающихся о берег волн разлетаются в воздухе, напоённым ароматами деревьев, кустарников и цветов вдыхаются отдыхающими. Здесь все счастливы и беззаботны от городской суеты и деревенской скуки, серой и однообразной рутины, изо-дня в день повторяющихся бесцветных картин жизни.
      Практически во всех рассказах Чехова всё имеет законченность и определённость. Всё печально и тоскливо. Жизнь складывается вопреки мечтам. Везде тоска по ушедшему времени, ушедшей молодости, утраченным иллюзиям. Они влюбляются, но боятся в этом признаться, по-видимому, думая, что встретят кого-то лучше, но по факту женятся на не очень умных и красивых. Всю оставшуюся жизнь, оставаясь порядочными мужьями и жёнами, лишь немногие из них ради забавы находят утешение, совершая супружескую измену. Один из чеховских героев, случайно увидав спустя много лет предмет своих молодых воздыханий, как Онегин пожалел, что отверг любовь Татьяны, с грустью вспоминал катание зимой на санях с горок. Впереди сидела красивая барышня, позади неё он, молодой и красивый. Нерешительность и страх не позволили ему произнести: «Я Вас люблю!» громко, и от этого он решил говорить шёпотом. Холодный ветер уносил эти важные слова высоко в голубые небеса. Он так и не узнал, слышала ли она его признания или нет.
      Здесь же у Чехова всё неопределённо. В многозначной сцене в Ореанде Гуров и Анна Сергеевна любуются просыпающейся Ялтой на фоне безбрежного моря, которое было так же прекрасно и до них и будет поражать воображение после них. Они наблюдают за плывущими по небу облаками, слушают цикад и говорят о вечной красоте природы. Да, мир прекрасен, а люди грешны и порочны в своих поступках. Как спасти себя? Слиться с равнодушной природой? Оторваться от мелочей жизни и задуматься о вечности?
       Гуров, ведущий однообразную и скучную жизнь скрашивает её мимолётными увлечениями, которые даже не вспоминаются. Всё происходит тайно, но греха он в этом не видит. Но даже это становится обыденным, как регулярные посиделки в клубе. Когда выпитое вино затуманивает разум, у него вдруг просыпаются воспоминания о последнем ялтинском романе. И вот в жизни Гурова наступает новая полоса, которая разделила его жизнь на «до» и «после» Ялты.
       Я пишу о новелле, вижу фильм и говорю о спектакле. Всё настолько гениально, что гармонично и составляет одно неделимое. Как замечательно сыграна сцена, по-своему задуманная режиссёром. Вот Гуров-Новосёлов и Анна Сергеевна-Максимовских встречают рассвет. Чего только он ей не наговорил – и про Эмпедокла с Шекспиром и про двойной смысл имени Анна… Он влюблён в это кроткое и наивное создание, но влюблённость у него до того момента, когда цель будет достигнута. А потом равнодушное слушание кающейся в совершённом грехе Анны Сергеевны. Она любит его искренно и говорит ему об этом, а он просто ест арбуз. Ему это знакомо, но не ей. Это грех, но он так сладок, как то яблоко, которое в спектакле она передаёт ему через зрителей в зале. Словно соблазнённая Ева дарит Адаму сорванный в раю запретный плод. (Блестящая идея режиссёра. Браво!).
      Анна уезжает в Саратов, Гуров в Москву. Там солнце и тепло, здесь зима, снег и холод. Север – ожидание тепла и пробуждения дремлющих чувств, растворённых в холодной и зябкой тоске. И только здесь он начинает понимать, что то, что с ним случилось – не очередное увлечение, а впервые проснувшаяся в его уже немолодой душе Любовь.
     Дома у него готовящие уроки дети, постоянные придумываемые женой маленькие карнавалы, беседы о прекрасном, о сонетах Шекспира. Ему так опостылели эти сценки, пение арий и романсов… Это никогда не закончится. Он в глазах жены стал фрагментом орнамента, марионеткой, которую дёргают за ниточки, пытаясь оживить против собственной воли. И во время очередного такого карнавала Гуров, сидя на краю,  сцены ничего не слышит и отрешённо смотрит в зрительный зал-море, а на экране возникает лицо Анны. Он окончательно влюблён в неё и должен немедленно с ней увидеться. Надо ехать в Саратов!
      И вот провинциальный губернский город в одеяле из снежинок. Пустой и нелюдимый. Только в театре, где собираются так и не нашедшие счастья люди, есть шанс найти чету фон Дидериц. В первом ряду Камерного театра сидит Анна Сергеевна вместе со зрителями, которые сами того не ведая играют роль обывателей Саратова, пришедших посмотреть «Гейшу». К ней подходит Димитрий Димитриевич. Она смущена, подавлена, встаёт и спешно удаляется, проходя мимо сидящих зрителей, а за ней следует по пятам растерянный и пылающий от любви Гуров. Они извиняются перед зрителями, что проходят по рядам мимо них. Они ищут уединения, чтобы просто поговорить. «Вы должны уехать… Я никогда не была счастлива, я и теперь несчастна и никогда, никогда не буду счастлива, никогда!» – шептала она. Она страдала от счастья и глаза, наполненные слезами, светились счастьем, когда она убегала от него в партер к своему хорошему и доброму мужу-лакею.
      Уже потом, в Москве, когда капельки от тающих от солнца сосулек и любовные птичьи трели возвещали о пробуждении природы и наступлении весны, они тайно встретились в гостиничном номере. Они отдаются своим чувствам, которых так долго ждали. И, казалось, что всё повторяется так, как это было в Ялте. Она плачет и не знает, что делать дальше, как жить, чтобы не врать, не прятаться, не разлучаться надолго, как освободиться от этих сковывающих пут? Гуров пьёт горячий чай, взявшись руками за голову и вопрошает: «Как? Как?»
      Спасение – в смерти, в растворении в безбрежном и прекрасном море, которым они любовались, которое пело для них раскатывающимися волнами камешками. Море будет вечным в сравнении с короткой и яркой любовью, вспыхнувшей в их сердцах.
       Мы все хотим, чтобы прекрасное жило вечно и никогда не умирало, но мы знаем, что так не бывает. Именно это знание заставляет нас думать, что всё ещё впереди и всё  только начинается, хотя разве то, что было до этого не было жизнью? Но можно ли назвать жизнь без любви, без стремления вырваться из иллюзорного плена, где всё заранее известно и предопределенно, пресно и бесконечно скучно – жизнью?  Гуров находит в Анне Сергеевне что-то жалкое. Он впускает её в свою жизнь, чтобы растворить в ней себя, свою тоску, сделать её счастливой, а заодно не стать окончательно лакеем, почувствовать себя нужным и любимым.
       Чехов, пожалуй, впервые для себя не закрывает дверь перед героями новеллы, и мы хотим, чтобы они нашли выход из этого лабиринта и вошли в открытую дверь, ведущую в рай, который мы потеряли, но не перестаём искать.
       Гуров и Анна Сергеевна живут сейчас. Они рядом с нами , в нас самих. Мы есть они. Разве мы не говорим себе, когда обретаем пусть запоздалое счастье, что всё только начинается и всё хорошее впереди…
       Гениальная постановка, потрясающий сценарий Виктора Ивановича Поцелуева. Мне по секрету рассказали, что в день премьеры режиссёр сидел на диване в фойе и не видел своего детища. Он очень переживал. И только бурные овации по окончании спектакля сняли напряжение от бессонных ночей и репетиций. Он был счастлив.
       Прекрасная музыка Артемьева, Нино Рота гармонично вписалась в спектакль.
Игра актёров выше всяких похвал. Евгений Новосёлов блестяще перевоплотился в Гурова. Он, как и сам герой, имеющий филологическое образование, но служащий в банке, имеет театральное образование, руководит крупным агентством и ещё служит в театре!
       Евгения Максимовских – кроткая, витающая в облаках, говорящая всё своим молчанием – ожившая Анна Сергеевна. Великолепно!
       Юлия Родионова, жена Гурова, не перестаёт удивлять прекрасной игрой и мастерством.
       Молодцы все: Учитель – Валерий Прусаков, Военный – Александр Бушуй, Служанка ¬– Ксения Дралова.  Спасибо художнику Александре Микляевой, музыкальному руководителю Ларисе Паутовой, Андрею Казанцеву – за фото и видеоряд, Нине Батениной – свет! Спасибо всем актёрам второго эшелона за огромный труд и доставленное счастье созерцать прекрасное!
       Спасибо всем тем, кто выдаёт нам билеты на этот праздник, кто встречает и провожает!
       .S. Спектакль окончен. Под несмолкаемые овации актёры, как герои фильма Феллини, под музыку Нино Рота один за другим, чуть согнувшись, размахивая руками как куклы-марионетки, прошлись мимо восхищённых зрителей.
       Если вы тоже почувствовали, что жизнь только начинается и всё ещё впереди, непременно приходите на «Даму с собачкой»!
         Билеты можно приобрести в кассе театра)

                21апреля 2021г. Валерий Бунтури