Борис Грушин и массовое сознание

Юрий Сарычев
Борис Андреевич Грушин был одним из гуру советской социологии (и философии) 70-х, 80-х гг., ХХ века. Это было, как раз, время моего становления и профессионализации в качестве социального технолога (назовем это проще - комсомольского и партийного работника). Тем более занятно было мне откопать в своей библиотеке не читанную мной, но приобретённую почти 40 лет назад, старую грушинскую монографию издательства "Политиздат", 1987 года, "Массовое сознание"[1]. В далёкие горбачевско-перестроечные годы  - то была, пожалуй, первая монография-исследование феномена "массового сознания". Сейчас, спустя, почти 35 лет, я с интересом прочитал эту старенькую книжечку достойного советского социолога. Сегодня, из 2021 года, при чтении этой книжицы становится понятнее, что же с нами происходит и куда вывозит нас "кривая" исторического развития.
Итак, в своей монографии Б.А.Грушин справедливо отмечает запоздалую (в сравнении с западными учеными коллегами) исследовательскую реакцию советской социологии на нарождение феномена "массовое сознание", на неразличение советскими авторами "классового сознания" и "массового сознания"[там же, с.9]. Б.А.Грушин полагает, что "массовое сознание" (в результате первенства его изучения западной буржуазной социологией)превратилось в историческую альтернативу "классовому сознанию", якобы упраздняющее последнюю [там же, с.12]...Но, как мы видим из 2021-го, оно и упразднило (без всяких грушинских "якобы") - сегодня мы живем в РФ, где "суждение некомпетентых" и низкое качество современной цивилизации, очевидно,торжествует, как и на Западе. Далее Б.А.Грушин начинает лёгкий разминочный "интеллектуальный слалом", стараясь отыскать возможности преемственности термина "массовое сознание" с некоторой терминологией работ К. Маркса, В. Ленина (занятие по нынешним нравам зряшное, но в годы марксизма-ленинизма сверхнеобходимое). Так или иначе, при заявлении своего ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА, Б.А.Грушин крутит интеллектуально-логическую карусель вокруг марксистских понятий БЫТИЕ,СОЗНАНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ,растущие ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ, ДИАЛЕКТИКА взаимодействия ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ и ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА. Путём обильного цитирования К.Маркса, Ф.Энгельса, В. Ленина, а также плотного толкования приводимых цитат самим Б.А.Грушиным, последнему удаётся предъявить свой исследовательский МЕТОД как вполне благонадёжно-марксистский (что решительно-важно для коммунистического учёного мужа). Ну, а уж далее можно было нашему герою скакать, аки заяц по капусте, - легко и непринужденно...Собственно, это и происходит - когда Б.А.Грушин переходит к рассмотрению СОСТАВА и СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (заметим, именно ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ по прежнему фигурирует в монографии Б.А.Грушина, а не заявленное им МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ - а это уж за 80 страниц книжицы завалило)...Наконец, к 113-ой странице наш автор умозаключает о двух СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ классах структуры ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ - 1. спонтанные формы порождения сознания и 2. культивируемые социальными институтами формы производимого сознания. Всё. Вот, ради этого и писались Грушиным 368 страниц монографии.
Но из этой констатации можно делать далеко идущие выводы о манипуляции сознанием...       

P.S.

Как видится из современности, марксистские доктора философии во времена Б.А.Грушина не видели процессов культуры (внегенетического порождения, хранения и передачи социального опыта), по своим временным темпам и масштабам более крупных и медленных, чем существование индивидуума в конкретном обществе. Они определённо не понимали о возможностях родового (семейного) воспитания и связанного с ним базового элемента массового сознания. Похоже, не брали они в расчет и определённые возможности выработки благоприобретённых (условных) рефлексов и перевод их в рефлексы безусловные (о чём исследовал и поставил проблему физиолог И.П. Павлов в 20-х годах ХХ века). Вобщем, о многом эти, кокетливо посасывающие трубку Э. Хемингуэя, советские доктора-гуманитарии не знали и не задумывались...но борзо брались за дело - "первая работа, специально, целиком посвящённая анализу сущности массового сознания"[там же, с. 22]...впрочем, такова жизнь - она движется вперёд глупостью увлеченных собой и "хитростью Бога", использующего эту глупость в своих целях.Ибо "человек предполагает, а Бог располагает - и не в человеке пути его"...

Список литературы:

1. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования - М.: Политиздат, 1987. - 368 с.. - (Над чем работают, о чем спорят философы).