18. Еще мы помним школьные экзамены...

Косолапов Сергей
   Потом были экзамены, которые мы неплохо сдали. Тогда все сдавали один и тот же набор учебных предметов. Начиналось все с сочинения. Потом были математика письменно и устно, литература устно, химия, физика, история и обществоведение, иностранный язык. Сдавали сами, переживали за одноклассников и никуда не уходили домой, пока не сдаст последний одноклассник. Впрочем, может быть, так было положено тогда, не помню уже точно.

   А потом был наш выпускной школьный бал, который также нашел свое отражение в рассказе «Однажды было лето».
  «…Школьный выпускной бал проходил в зале их старенькой школы на втором этаже. Вообще-то, как такового, зала с креслами или скамейками в школе не было, а был лишь широкий коридор, где в центре стоял теннисный стол, который на время общешкольных линеек убирали и на этом широком пространстве строилась по периметру и умещалась вся школа, для того, чтобы наградить лучших за учебу, вручить спортивные награды, а также заодно осудить китайскую агрессию во Вьетнаме, выступить против американской нейтронной бомбы и горячо поддержать всеми любимую Анжелу Девис. Здесь проводили школьные вечера, а под Новый Год на месте теннисного стола ставили елку и водили вокруг нее хороводы, под звуки чьего - нибудь магнитофона, но чтобы непременно была «АББА», «Бони-М» и «Смоки», ну а каждое лето в конце июня здесь проходил очередной школьный выпускной бал.

   И в этот раз все было, как и раньше. Торжественно вручили аттестаты зрелости, потом звучали теплые напутственные слова педагогов и родителей, и кое-кто из них, и тех и других, потихоньку смахивал слезы. Но вот торжественная часть закончилась и все уселись за накрытые в этом же зале столы. Радостные отцы семейств разливали меж родителей водку и портвейн, и милостиво разрешили своим только что оперившимся птенцам, попробовать шампанское. Те, в свою очередь, изредка бегали за школу к теплице, чтобы глотнуть, припрятанную в школьном саду, «Степную горькую настойку», а кто уже пристрастился к пагубным привычкам, заодно и курнуть сигаретку.

  Кораблеву отчего-то было грустно на этом празднике жизни, хоть он и понимал, что этот праздник, все эти подарки и суета, связанная с окончанием школы их классом, связана и с ним, и он имеет к этому самое непосредственное отношение, но почему-то чувствовал, что как будто не он сидит в зале, и грустно улыбался в ответ на шутки и родительские похлопывания по плечу. Он, как и десяток его одноклассников, был одет в новый, пошитый в КБО (комбинат бытового обслуживания) специально к выпускному костюм (брюки клеш от бедра и пиджак с накладными карманами) … Девчонок было просто не узнать. Привычные скромные ученические фартуки они сменили на вечерние платья (пошитые тоже на заказ, ибо в магазинах купить было нечего), сделали прически, подкрасили глаза и губы…

   Понимал ли тогда каждый из них, что детство закончилось прямо здесь, вот так разом и навсегда, что разойдутся их пути-дорожки и, может быть, уже и не сойдутся никогда в жизни? Навряд ли. В каждой голове уже были планы дальнейшего устройства своей судьбы, и каждый из этих юнцов был уверен в своей дальновидности и гениальности. Об этом написал когда-то потом много лет спустя Леша Кораблев:

Мы мечтали о проспектах
И красивых площадях,
А прошли другой дорогой-
За околицей в кустах…

Но до того момента было еще далеко, а тогда шел выпускной бал и было лето» …

 Фото: Наш класс на первом выпускном экзамене. Сочинение. Тема – «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи!» На фото в центре сижу я. Несмотря на улыбку, написал на 5! Фото 2 июня 1980 г. из семейного архива Косолаповых

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/24/609