17. Последний звонок

Косолапов Сергей
   К осени школу восстановили. Места стало теперь даже больше, чем раньше, убрали сцену в зале, лишние переборки. В-общем, жизнь наладилась.
   В сентябре 1978 года почти все устьвымские ребята, которые учились с нами, пошли в девятый класс. После восьмого класса ушел только Федя Ворсин, не пожелавший учиться дальше и Ирина Гнесько, которая уехала из села, а после девятого – Борис Кожухов, да Нина Плоскова, которая и училась-то с нами всего один год.

   Вообще-то с нами вместе училось много ребят по году-два-три. В основном это были ребята, родители которых приезжали в Усть-Вымь или Вогваздино на несколько лет по работе. Потом они уезжали, и через несколько лет никто уже и не вспоминал, что с нами учился такой-то ученик. Были и те, кто отсеивался по другим причинам. Из тех, кто учился с нами в одном классе, кроме уже упомянутой выше Нины Плосковой, Иры Гнесько, Феди Ворсина и Бори Кожухова помню таких ребят: Пашка Жангуров, Вася Панев, Люда Попова, Соня Кызьюрова, Марина Москальчук, Галя Поварова, Иван Нергеш (какой-то дальний родственник нашей учительницы по биологии Р.А.Амосовой), Люда Туркина (из Вогваздино, ее родители работали на железной дороге), брат и сестра Негробовы (из Вогваздино). В восьмом классе, когда мы учились в Черном Яре, с нами учились ребята оттуда, некоторые из которых не пошли в девятый класс: Надя Кызьюрова, Аня Поликанова, Юра Комаров, Вася Габов, Вера Некрасова.
 
   24 мая 1980 года прозвучал наш последний звонок. Нас поздравляли с окончанием школы, вручали памятные подарки и грамоты и говорили нам приятные теплые слова, даже в стихах. Нас, четверых из класса, тех, кто играл в ансамбле в Доме культуры (Сергей Батманов, Леша Мацаков, Олег Бурнашев и я), назвали «мушкетерами с гитарами». Наш завуч Любовь Андреевна Козлова украдкой смахивала слезы. Все было трогательно - волнительно и неожиданно. Десять лет мы каждый день ходили сюда, в школу и вот в один день все закончилось…

   Конечно, мы все были рады успешному окончанию школы и с радостью принимали из рук директора и завуча грамоты, и подарки, но когда настала пора взять в руки гитару, и всем классом мы запели прощальную песню: «Когда уйдем со школьного двора, под звуки нестареющего вальса…», что-то сдавило в горле и это что-то, упрямо пыталось выступить на глазах непрошеными слезами. Я немного повернул голову, скосил взгляд вбок, посмотрел на поющего рядом Серегу Батманова, и увидел, что тот тоже поет с каким-то застывшим взглядом, машинально перебирая аккорды на гитаре. Потом, уже после праздника, я поделился с ним своими впечатлениями, и оказалось, что он испытывал те же чувства, что и я. Да, не зря, видать, мы столько просидели за одной партой.

   Кстати, вспоминал тут с кем из одноклассников я сидел за одной партой и не всех смог вспомнить. С Серегой Батмановым мы сидели вместе последние два года – в 9 и 10 классе, в восьмом, когда учились в Черном Яру, то мы сидели с Юрой Макаровым. Еще раньше – с Людой Булатецкой и Федей Ворсиным, а других уже и не помню.
 
   После последнего звонка почти весь наш класс ходил на природу. На моторных лодках Сашки Айбабина и Сереги Тырина мы поднялись вверх по течению Выми и расположились на другом берегу. Разожгли костер, немного выпили вина, и веселились: пели песни под гитару и танцевали, пока не сели батарейки в магнитофоне. Было уже тепло, ночь скоротали у костра, к утру всех разморило и захотелось спать. Утром мы переправились на свой берег и отправились домой.

 Фото: Завуч Л.А. Козлова награждает отличницу Е.М. Козлову. Фото 24.05.1980 г. из доступных источников Интернета

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/24/583