Импрессионисты. Мэри Кассат

Алина Алексеева-Маркезин
            Мэри Кассат.Купание ребенка, 1893, 100;66.1 см Чикагский институт искусств.


  Мэри Кассат (Mary Cassatt —  1926) — американская художница и график, феминистка и кавалер ордена Почетного легиона, одна из трех «гранд-дам импрессионизма». Свою жизнь она связала с Францией, но всегда оставалась истинной американкой — сильной, независимой, с обостренным чувством справедливости.

                Дочери миллионера было уготовано беззаботное будущее. Но Мэри Кассат выбрала непростой путь художника, на котором сопротивление встречала гораздо чаще, чем поддержку. Она создала множество глубоких женских образов, воспевала материнство, но своих детей, как и мужа, у нее никогда не было.
      
    Но французская столица не спешила раскрыть объятия молодой американке. В самую престижную Национальную высшую школу изящных искусств, в которой учились Клод Моне и Эжен Делакруа, женщин не принимали. А в кафе, без которых нельзя себе представить художественную и литературную жизнь Парижа, им вход был и вовсе запрещен вплоть до начала 1870-х. Единственным выходом было занятие в частных студиях.

                В 1872 году работа Мэри Кассат впервые была допущена к показу жюри Парижского салона. Важным событием для творчества Мэри Кассат стало ее знакомство с пастельными работами Эдгара Дега. Он стал главным наставником Кассат. У художников было много общего: они происходили из богатых семей, учились в Италии, были независимы, имели похожие взгляды на искусство. Дега часто сопровождал Кассат во время поездок в Лувр и написал там несколько портретов художницы за работой . Он помогал младшей коллеге осваивать технику пастели и гравюры, а Кассат, в свою очередь, «продвигала» его картины в США.
 
                Мэри часто изображала родных: «Лидия вяжет крючком в саду в Марли» (1880), «Чтение "Фигаро"» (портрет матери, 1878), «Александр Дж. Кассат и его сын Роберт Келсо Кассат» (1885). В 1891 году в галерее Поля Дюран-Рюэля открылась первая выставка художницы. Центральной частью экспозиции были 10 изящных гравюр в японской стилистике. Вслед за этим Кассат создала ряд шедевров, изображающих женщин и детей: «Купание ребенка» (1893), «Летняя пора» (1894), «Прогулка на лодке» (1894), «Завтрак в постели» (1897).

   Одной из самых известных ее картин является «Маленькая девочка в синем кресле» ( 1878). Благодаря необычному ракурсу и широким мазкам кисти, происходящее на полотне становится более живым. Новизна работы заключается в том, что образ ребенка не идеализирован, девочка не похожа на херувима или сказочного персонажа. Она устала и раздражена – такие эмоции ребенка до Кассат никто не изображал.


           Художница не стала подстраиваться под переменчивые вкусы богемы. Она продолжала работать в своей манере, пока позволяло здоровье. Последние картины Кассат датированы серединой 10-х годов — к этому времени она почти ослепла. Пережив всех своих друзей, художница умерла в одиночестве в 82 года.

     Она всю жизнь поддерживала движение за права женщин. Была одной из тех, кто создал в искусстве образ новой женщины — интеллектуальной и социально активной. Такой мир знает и саму Мэри Кассат.