Заселение территории пазырыкской культуры древними

Гахраман Гумбатов
 Заселение территории пазырыкской культуры древними тюрками с Южного Кавказа
Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Сведения в основном получены при раскопках так называемых Пазырыкских курганов. Носители этой культуры обитали на смежных территориях нынешних России (плато Улаган, Укок), Казахстана и Монголии. Основным занятием населения было кочевое скотоводство.

Палеогенетика.
Ricaut в 2004 и Keyser в 2009 годах провели анализ Y-ДНК останков мужчины из захоронения на Алтае. Захоронение датировано 450 г. до н. э. Палеогенетическое исследование обнаружило у пазырыкцев носителей гаплогруппы R1a-М198.

Палеогентический анализ останков носителей пазырыкской культуры
Пилипенко А.С. , Молодин В.И. , Ромащенко А.Г.
 Институт цитологии и генетики СО РАН;
 Институт археологоии и этнографии СО РАН
Палеогенетические исследования материалов из памятников Олон Курин-Гол-6 и Олон-Курин-Гол-10 (Монголия) являлись продолжением наших исследований генофонда носителей пазырыкской культуры с плато Укок, территории, непосредственно граничащей с северо западной Монголией.
Работа посвящена результатам генетического исследования ДНК из палеоантропологических материалов из памятников пазырыкской культуры Северо-Западной Монголии, а также попытке их анализа и осмысления в свете археологического контекста.По антропологическим данным, начало взаимодействия населения Горного Алтая с переднеазиатскими и южно-кавказскими скотоводческими
племенами может относиться еще ко второй половине II тыс. до н.э. Очевидно, что  и в скифскую эпоху связи с населением данного региона продолжали существовать.
Уместно упомянуть наличие в «царских» захоронениях могильника Пазырык
ковров и тканей переднеазиатского происхождения, что с учетом новых
данных (в том числе и генетических) придает этому явлению совершенно новый  оттенок. У локальных групп пазырыкцев (включая укокскую) выявлен краниометрический комплекс, включающий европеоидный компонент в несмешанном виде. По мнению антропологов, его присутствие у древнего населения Южного Алтая
объясняется контактами с племенами северных районов Передней Азии и Южного Кавказа. По антропологическим данным, начало взаимодействия населения Горного Алтая с передне- и среднеазиатскими племенами может относиться еще ко второй половине II тыс. до н.э.

Археология.
Устройство курганов пазырыкцев.
Курганы были устроены довольно сложно. В погребальную яму глубиной 5 метров ставили «дом» с потолком и двойными стенами из бревен — так называемую погребальную камеру. В урочище найдено 4 таких камеры.
Камера была отделана снаружи корой лиственницы и березы. Выше располагался мощный бревенчато-каменный настил. Высота камеры — полтора метра. В ней устанавливали длинный саркофаг из цельного дерева, украшенный резными оленями и петухами. Рядом с ним расставляли все необходимое для загробной жизни. В 1993 году в одном из курганов Пазырыка археологи нашли хорошо сохранившиеся мумии мужчины и женщины, также сохранились фрагменты одежды и высокий парик на голове женщины.
Рядом с саркофагом размещены деревянное блюдо на ножках, подушка с оленьим ворсом, шкура барана. Сверху сруб был накрыт огромным войлочным ковром белого цвета. Аппликации на ковре изображают существо с телом льва, человеческой головой, крыльями и оленьими рогами. В захоронении лошадей находились конская упряжь, подседельники (чепраки), кожаная маска для лошади. Также в кургане найдены повозки, колесница, волокуши, войлочные фигурки, барабан и ворсовой ковер с великолепным орнаментом.Ученые считают, что пазырыкцы могли иметь разные черты внешности. В курганах были найдены люди как с длинными евопеоидными , так и с невысокими монгольскими лицами. А также представители культуры с европеоидными чертами. Пазырыкцы занимались в основном скотоводством, кочуя вместе со стадами. Люди обоих полов носили войлочные чулки и меховые шубы с войлочными аппликациями. Женщины носили юбки, мужчины — штаны. Пазырыкский ковёр — старейший из ныне существующих ворсовых ковров. При исследовании ковра под микроскопом были обнаружены нити охристых, красных, зеленых, желтых цветов, что свидетельствует о большей первоначальной яркости и колористическом богатстве произведения. Число узлов Пазырыкского ковра на 1 дм; достигает 3600, что является высоким показателем. Ковёр соткан симметричным двойным узлом, иначе называемым тюркским. Среди персов этот способ завязывания узлов широко известен как «tork;b;f».  Химики раскрыли секрет древнейшего в мире шерстяного ворсового ковра, обнаруженного в кургане в Восточном Алтае. Он был соткан более двух тысячелетий назад, но до сих пор не потерял яркость красок. Химики изучили красные шерстяные волокна пазырыкского ковра, которые по всем признакам содержали пигмент "красный тюркский". Шерстяной ворсовый ковер, обнаруженный Пазырыкский ковёр был соткан более 2 000 лет назад, но до сих пор не потерял яркость своих красок.

Антропология
Далеко не каждое древнее общество оставило портреты своих современников. Как выглядели скифы, мы знаем по их изображениям. А пазырыкцы создавали свои портреты вырезая их из дерева и войлока. Первый антропологический анализ всех немногочисленных изображений человека на памятниках пазырыкской культуры сделали Л.;Л.;Баркова и И.;И.;Гохман (1994). Наиболее впечатляющие образы изображены на огромном войлочном ковре из Пятого Пазырыкского кургана (конец V в. до н.;э.). «Все они: сидящая в кресле богиня, всадник на коне, имеют ярко выраженные южно-европеоидные черты лица.  На ковре скорее всего изображены жители Передней Азии или Южного Кавказа, а, может быть, потомки тех, кто переселился на Алтай, в Минусинскую котловину, Туву и Западную Монголию еще в эпоху бронзы.
Судя по антропологическому материалу, еще со второй половины 2 тыс. до н.;э. племена Южного Алтая были связаны с тюркским скотоводческим населением современных Северо-Восточного Ирана (иранский Азербайджан)  и Южного Кавказа (Аран). Очевидно, что в скифскую эпоху связи  древних тюркрв с населением данного региона продолжали существовать. В этом отношении, как было сказано выше, представляются интересными результаты комплексного анализа текстиля из пазырыкских захоронений Алтая. В результате исследования красителей текстиля, его неорганических компонентов и технологических характеристик был сделан вывод о преобладании у пазырыкского населения тканей неместного происхождения. С учетом исторического контекста, наиболее вероятным источником их происхождения, по мнению учёных, являются Южный Кавказ и Передняя  и Средняя Азия.
 Перечисленные факты, безусловно, свидетельствует в пользу интенсивного взаимодействия пазырыкцев с тюркским западноевропейским населением.
Полученные  генетические  и антропологические данные позволяют считать пазырыкцев Горного Алтая новой популяцией, сформировавшейся в результате тесных контактов между местным (автохтонным)на территории и пришлым населением, в первую очередь тюрками с территории  Южного Кавказа, а также отдельными представителями монголоидных народов Восточной Сибири. Тот факт, что в формировании пазырыкской культуры заметную роль сыграли выходцы с территорий, удаленных от Горного Алтая, с иной природно-климатической средой, негативно отразился на состоянии здоровья и продолжительности жизни. Пазырыкцы с плато Укок жили в среднем 30–40 лет и страдали различными болезнями. Весь этот комплекс коллективных хронических заболеваний и патологий можно назвать «ценой адаптации»;– ;так физиологи называют предпатологические и патологические изменения в организме, вызванные повышением его специфической устойчивости на действие факторов стресса, включая особенности внешней среды, такие как высокогорье, жаркий/холодный климат и т.;д.
Согласно  точки зрения  антропологов происхождение пазырыкцев, и их появление на территории  Юго-западной Сибири, связано с миграцией европеоидного населения из юго-западных районов Передней Азии, где они смешались с коренным монголоидным населением, что подтверждается антропологическим материалом (Кубарев, 2009; Чикишева, 2012)

Этнография.
В рационе пазырыкцев также преобладали животные продукты. Как известно, умерших соплеменников всегда сопровождала мясная пища: в погребальных камерах на деревянных блюдах лежали куски мяса и курдючной части баранов, а также конина.
Возможностей для вымирания небольшого населения горных долин Алтая было множество, но, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, эти люди не только выживали, но и создали неповторимую культуру, которая до сих пор притягивает к себе внимание. Мы не можем сказать, как выглядел типичный представитель пазырыкской культуры, в отличие от, к примеру, скифа. Ведь пазырыкцем мужчину и женщину делали костюм и татуировки, а не лицо. Расовые признаки не играли никакой роли в этой популяции: в «царских» курганах похоронены как европеоиды, так и монголоиды. В курганах одной цепочки по одному обряду рядом захоронены монголоидные и европеоидные всадники и их жены и дети. Своеобразие и разнообразие образов людей, известные в искусстве пазырыкской культуры, указывают на то, что она являлась многосоставной и многоэтнической, и это подтверждается антропологическими и палеогенетическими исследованиями.
 
Устройство курганов
Курганы были устроены довольно сложно. В погребальную яму глубиной 5 метров ставили «дом» с потолком и двойными стенами из бревен — так называемую погребальную камеру. В урочище найдено 4 таких камеры.Камера была отделана снаружи корой лиственницы и березы. Выше располагался мощный бревенчато-каменный настил.  Высота камеры — полтора метра. В ней устанавливали длинный саркофаг из цельного дерева, украшенный резными оленями и петухами. Рядом с ним расставляли все необходимое для загробной жизни.Также в кургане найдены повозки, колесница, волокуши, войлочные фигурки, барабан и ворсовой ковер с великолепным орнаментом.
Пазырыкская культура Пазырыкцы занимались в основном скотоводством, кочуя вместе со стадами. Люди обоих полов носили войлочные чулки и меховые шубы с войлочными аппликациями. Женщины носили юбки, мужчины — штаны.

Руденко первоначально датировал пазырыкскую культуру V веком до н. э.; в настоящее время датировка пересмотрена и  теперь её  датируют IV—III веками
до н. э. Пазырыкская культура с тех пор была связана со скифами, чьи подобные курганы были найдены по всей степи.