Играем в Престолы

Дмитрий Гендин
1.
Невероятных успехов добился автор «Игры Престолов», Джордж Р.Р. Мартин. «Американский Толкин». В этом фэнтези мало самого фэнтези. Что-то вроде исторического романа. А иначе откуда все эти имена? И зачем они, не ясно. Есть попытка реализма. Но выглядит цинизмом.

Пошлость. Пошлость. Похабность даже. Западное фэнтези часто пишет апологию разврату. Нет темы христианства, без которой нет Средних веков. Многие катят бочку на мораль. Какое-то желание очернять веру. «Вы были такие, как мы сейчас». Нет, не такие. Были святые люди. А любовь была и вне песней трубадуров.

Тем не менее, стоит похвалить автора. Очень живописна страна, цивилизация коневодов. Какое-то страноведение понарошку. Мы верим  в эти образы. Мы болеем за более-менее хороших персонажей. Чего стоит образ карлика. Яркий тип. Живой. В кино он тоже интересен.          

Кино образнее, книга правдивая.
 
2.

Волшебства почти нет. Хороша тактика и стратегия боёв и дуэлей Битвы,
театры боевых действий, сражения.

Интриги. Это основное. Да, верим в эти игры. Герои живут по своим маршрутам.

Хорош облик девочек. Вот тут нет пошлости.

То, что нам рассказывают сразу о разных героях, хорошо. Разные точки повествования. Нет ангелов, нет и бесов (даже сердце Беса-карлика имеет обоснование). Нет совсем уж плохих героев, нет и безгрешных взрослых фигур.

Герои сложные, неоднозначные. Как и живые люди. Тут нет иллюзий, хотя  жанр фэнтези. Нет персоны зла. Есть заблуждение. Нет злых волшебников. Да и нет хороших ориентиров. Нет религии. Она прописана слабо. Это не христианство и не язычество. Мало ритуала. Много политики.

Я бы не стал нарочито развращать своих героев. Они неприятны. Книга этим враждебна читателю. Тут нет урока любви.   
         
3.

Читается мягко. Есть стиль. Меткие описания природы и переживаний персонажей. Природа прекрасна. Мир людей полон странности. 
Турниры, замки, лошади — всё показано художественно. Но, например «Айвенго», — более правдивая книга. И смысла больше. Боюсь, что Мартин не выдержит проверку временем. Но в фэнтези его запомнят. Это фэнтези для фэнтези. Нет морали, нет идеи, нет смысла. Картинка, игра в Средние века. Не все читатели всеядные как я. Автору не просят его пошлости.

Фэнтези хорошо для детей, им нужна сказка. Фэнтези и есть авторская сказка. Тут выпадают книги Мартина. Я бы обозначил «16+». Грубости не красят писателя. Фэнтези пишут и для взрослых. Это потому, что наше поколение инфантильное. Чтению фэнтези все возрасты покорны.

Фэнтези не есть неоязычество. Скорее игра. Фэнтези возвращает интерес к   Средним векам. Борьба идёт за адекватное изображение.

Есть славянское фэнтези Сапковского. Есть попытки создать именно русское фэнтези, с героями русского фольклора. Проблема, что в традиции фэнтези появились классические расы: гномы, эльфы, орки. Их можно называть по-разному.

По фэнтези есть настольные и компьютерные игры. Это хобби. Играют опять же все возрасты.

Каноны фэнтези уже написаны. Это 1) онтология и карта мира, 2) уровень магии, 3) опора на Средние века и фольклор, 4) обоснование линии зла, 5) линия главного героя, его характер и поступки, 6) традиционные расы: эльфы, дикие люди, орки, гномы, 7) военное противостояние.
В этих рамках сложно сказать что-то новое. Но можно.

Это приключенческий жанр. Важно дать карту души. Описывать подробно. У читателя должно появиться ощущение, что вы описываете реальные события. Всё как у нас, как среди нас, но в обстоятельствах фэнтези. Надо описать всё, словно это детский лагерь на море. «Как я провёл лето?» Так пишет Пелевин, но в своём жанре. Так в русском фэнтези пишет Перумов (См. мой отзыв о Перумове на «Проза.ру»).
4.

У Мартина нет особых злодеев. Большинство персонажей – немного странные, пошловатые люди. Мне был бы интересен и полезен более экскурс в настоящие истории государств и народов. Зачем их выдумывать? Это мастерки выдумано. Традиции, обычаи. Но всё выглядит как попытка перепись историю Средних веков. Мы знали, что Средние века — это расцвет архитектуры храмов. Теперь нас убеждают, что бордель прежде храма. Это отвратительно.

Книга бессмертна, когда её экранизировали, поставлена в театре. Драматургия — это прежде всего литература, а не план спектакля. Проза,  поэзия и драматургия едины. Они не могут друга без друга. Лирика, закономерные действия и линии героев, эпика и читабельность.

Фэнтези — акцент на прозу, фэнтези играет в эпос. «Игра Престолов» есть хорошее сказание. О Средних веках, но современным языком и кодексом автора. Автор знает войны, битвы, интриги. Он в теме. Не от балды. Знание темы всегда полезно. Автор не врёт. Он убеждает, что всё было по-настоящему. Правда нужна любому литератору. Правда образа только и может нести «мораль», донести идею. И не ради морали или идеи, они выплывут по ходу создания образа и системы образов. Важен первичный замысел: «всё перерыть», «показать чёрта», «поведать о земле своей».    Как правило в фэнтези есть одно жаление: «Показать новый мир, новую вселенную». Это удалось Мартину. Люди действительно из Средних веков,       
мы верим более автору книги, чем строгому историку.