Наш Перумов

Дмитрий Гендин
Мне доводилось лично беседовать с Ником Перумовым. Он дал мне три совета: 1) не позволяй душе лениться, 2) дописывай то, что пишешь, 3) не гонись за авторитетами, у тебя будет своя аудитория.
Неоязычества я не нашел.
Да, фэнтези, может, и мало серьёзно. Самые простые идеи, которые мы часто походим мимо. Элементарные вещи. Их и напоминает фэнтези. Фэнтези как авторская сказка даёт мудрость притчи. Фэнтези вне политики.

Плюс прозы Перумова перед переводными фэнтези в том, что он пишет по-русски. Он широко использует особенности русского языка, русское словообразование. Это оживляет русский текст. Без мата (того самого — русского). Без сцен секса. Перумов не берётся учить нас жизни. Он открывает мир чудовищ и монстров, магов-профессионалов, их союзников. Да, персонажи разных книг могут походить друг на друга, но это грех любого фэнтези.

Точные, звучащие имена персонажей.

Немного больно было слышать о «Церкви», «Спасителе» и «ангелах» в книгах «Война Ангелов». Но в итоге «ангелы» оказались конструктами големов. Это в стиле фэнтези: говорить на темы Средневековья. Игра в Средние века. Перумов честнее автора «Игры Престолов». Фэнтези — это не дотошная история нравов Средних веков, фэнтези — это современная сказка. Читателю надо запудрить мозги. Иначе нет эффекта присутствия. Фэнтези идеализирует Средние века,  нет смысла века эти разоблачать.

Перумов, на мой взгляд, пишет стилистически грамотнее, чем многие другие наши русские современники. Идеология им лишь мешает. Правду показать не идеей, а образом. Фальшь всегда видна.

Книги Перумова — это приключения, приключения читателя в волшебном мире. Ты охотник, ты ловец, ты образованный маг, честная сильная женщина, смелый воин. Но и не совсем для детей. Перумов вне возраста.             

Начинал он с подражания Толкину, но вырос и сам себя сделал.

Не все заметили Перумова. Лукьяненко, Стругацкие более известны.
Перумов — это автор для удовольствия. Вкусный автор. В России умеют писать про войну, про приключения. Перумова сложно перевести на другой язык.
На Западе полно авторов фэнтези. Обычно они прилепляются к какому-то проекту: кино, настольная игра, видео-игра.   

Фантазия несильно слабее логики «серьёзной прозы». Мышление и фантазия неразлучны. И память делает многое. 

Перумов вырвался из касты серийной литературы. Не книги-однодневки, но эстетический запрос автора у самого себя. Работоспособность. 

Фэнтези нужно. Отдушина в точном цифровом мире. Сказка. Не слёзы любовного романа, не размышление детектива. Просто другой мир. Другое время и место. Именно взрослое фэнтези. Побыть немного детьми, отдаться фантазии. Без политики. Без пропаганды. Наслаждение словом и образом.   

Браво!