Часть 1
Вводная часть по работе кочегаром в одной из школ района заняла минут 10-15 не более. В 8 утра смена была принята, из напутствий сменяемого: “Что тут знать? Бери да кидай, следи чтоб не потухло, сдай смену с чистым котлом с горящим естественно “.
Кочегарка стояла на возвышенности перед школой, отапливала школу, кирпичной двухэтажной постройки 1970 года, отнюдь не маленькую и, в нагрузку, соседний двухэтажный многоквартирный дом.
Помещение котельной само было не маленькое, стояли четыре котла «Универсал-5М»,
топили только два, да и то в основном по одному. Мудрого особо и правда ничего не было, жужжали насосы проталкивающие воду в системе, включалась или отключалась, в ручном режиме, дополнительная вытяжка, стоявшая на улице на входе в трубу. Вот и вся механизация.
Топили углем, обычным, камней мало в основном россыпь, но за счет дополнительной вытяжки горело все.
Заступил я сразу на сутки, работали сутки через двое. Помещение было запущено, отдельный закуток был завален хламом и с не рабочим отоплением. Одним словом, тут же перед рядами котлов стоял топчан и все тебе удовольствие. Начинался октябрь, хоть морозы еще не пришли, в самом помещение уже было прохладно. Вроде вдоль стены под окнами и проходили трубы отопления, но это уже была обратка, а она выше 40С градусов не поднималась. Значит, было не жарко, когда выпадали минуты бездействия.
Смена начиналась с 8 утра, вместе со школьниками. Надо было сразу поднимать температуру. Сменщик оставлял один котел чистый, а второй недавно только растопленный, тоже еще не забитый. Было натаскано небольшая горка угля, тут же на полу перед котлами, так одним словом смена принималась.
Сразу в первый час –два работы шло интенсивное нагнетание температуры, включалась побольше вытяжка, накидывался в топку уголь, периодически перемешивался ручной кочергой, вот тогда то и валил сплошной черный дым из высокой трубы. Кочегар- кочегарил. Но, так как система была очень протяженная, а вместо батарей вдоль всех стен школы просто были протянуты трубы, соответственно объем нагреваемой воды был слишком велик. А кочегарить сразу два котла, да еще углем такого качества было слишком тяжело. Повторю, что топили один котел, второй одновременно только когда было слишком морозно.
В школе всегда было прохладно, так было уже принято, все привыкли. Световой день пролетал быстро. Ближе к вечеру, когда школа пустела, можно было расслабится и сбросить темп, что пустую школу топить по полной?
Вечером обычно разжигался второй котел, переносом из первого на лопате горящего угля, а первый останавливался. Ближе к ночи, чистил потухший котел. Было корыто такое, из оцинкованного металла, бабы для полоскания белья покупали, а кочегары для транспортировки угля и шлака применяли, неделю терпело корыто, не более, а потом стиралось и прогорало днище, отваливались борта, и завхоз приносил новое.
Первые две-три смены приходил «шкраб», чуть старше меня, трудовик был он и местный школе , пробовал поучать, но я его быстро отшил. По вечерам еще с соседнего дома мужик приходил, воду теплую для скотины брал. Да и в школе самой, технички воду из системы отопления брали, так что не застаивалась. Каждую смену открывали подпитку и смотрели, пока из трубы с расширительного бака выливаться не начнет. Много входило. Я уже не помню сейчас своих двух сменщиков, одного я менял, другой меня, что-то в памяти даже не отложились их имена и образы, да и виделись мы не часто, могли и не дождавшись уйти.
Где-то в декабре, один из мужичков уволился и на его место пришел другой, тоже постарше меня, но еще молодой и интересный человек, о нем отдельно можно сказать, заслуживает этого!