Послесловие

Виктор Викбен
  Охотник: Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
  Мюнхгаузен: Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.*

  Когда-то я был маленьким существом. Все мы бываем таковыми. Никакой случайности в этом нет, так же как и нет в этом своей собственной свободной воли. Такова данность. В те времена мне не очень хотелось ходить в детский сад. Я помню свои первые негативные ощущение от коллектива. По этой причине часто дни проводил на рабочей площадке нижнего леспромхозовского склада, где работали мои родители. На сортировочной площадке была построена из бруса избушка с печкой – буржуйкой. Домик этот размером, наверное, пять на четыре, называли рабочие будкой. Особенно в памяти отпечатались зимние дни, когда за дверью мороз, а в будке от буржуйки тепло, и можно смотреть в промёрзшее небольшое оконце, как рабочие разделывают огромные хлысты привезённых по узкоколейке деревьев.
  Иногда меня оставляли на день у моей тёти. У тёти Маруси был большой дом. Огромная русская печка давала столько тепла и нежного аромата от пекущихся оладьев или булочек, что можно было в это укутаться и засыпать под вьюгу за окном, когда так убаюкивающе напевают чуть поскрипывающие ставни.
Это она рассказала мне первые сказки. Иногда тётя Маруся читала мне детские книжки, которых было в её семье с избытком от  старших моих двоюродных братьев и сестры. Так в мою жизнь вошли сказочные персонажи.
  Конец шестидесятых. Эпохальное время развитого социализма. В такое время рождаются герои, мифы, легенды.
  Чуть позже я пошёл в школу и научился читать. Наряду с той литературой, которую нужно было усваивать по учебной программе, я живо интересовался и народным творчеством. Какое-то время в юном возрасте почтение вызывали мифы и легенды Древней Греции. Книги со сказками попадались настолько интересными, что я предпочитал читать  их. Сказочные персонажи находили отклик в сердце. С особенным уважением я относился к бабе Яге. Гораздо позже, в 2017-2019 году мной было прочитано несколько книг по этой теме. («Мифы русского народа» - Е. Е. Левкиевская, «Язычество древних славян» - Б. Рыбаков). Как много усилий, оказывается, было потрачено, чтобы искоренить или очернить целый пласт народного творчества с его лешими, кикиморами, Ягошей….
  Сегодня открыл книгу Сказки народов СССР. В этой книге, выпущенной издательством в 1985 году, в числе других есть мордовская народная сказка. Название её я приводить не стану и делиться содержанием тем паче. В современной России, России путинского типа за такую сказку, которую, возможно, рассказывали мои далёкие предки, можно получить штраф или реальный срок по Статье 20.3.1. КоАП.
 - Разве такое возможно? - спросит кто-то.
  Возможно. Ещё как возможно.
  Может быть, стоит забыть, вычеркнуть из списка обязательных к прочтению книг сборники мифов народа, частью которого ты сам являешься? Забыли же мы обряды, за редким исключением, которыми развлекали себя русичи.
Почему бы не отмечать нам первый полёт бабы Яги в ступе. Как бы так ухитриться и в тёплый летний день всем народом весело этак, залихватски не восславить день рождения Кощея Бессмертного. Не приживётся, считаете вы?
Нелепо выглядел бы я, рассылая поздравления всем подряд  со стилизованными картинками с бабой Ягой в ступе посредством новейших достижений техники. Не так ли?
  И без сомнения меня сочли бы непригодным к жизни среди обычных людей, если бы я стал восклицать: «Кощей бессмертен!» и обижаться при этом, если бы в ответ не слышал: «Воистину бессмертен!»
  Предвижу возражения, что, мол, баба Яга никогда не летала на чём либо, а Кощей, если бы он существовал, то мы непременно его увидели бы, коли он бессмертен.
Совершенно об этом же и печаль моя.** Тогда и мне позвольте усомниться в том, что некий человек из еврейского эпоса ходил по воде, а верить в то, что он воскрес только со слов ангажированной дамочки….Увольте.  Да и что могла воскликнуть Мария? Женщина, всюду следовавшая за учителем и проповедником, только и могла воскликнуть: «Иисус воскрес!». Никому тогда в голову не пришло приписывать человеку фразы несвойственные в то время. Представить себе человека говорящего две тысячи лет назад: «Аш два о» невозможно. Свойства у воды тогда были другие? По ней можно было ходить и в нужный момент она могла расступаться? В славянском эпосе вода бывает живой и мёртвой. Таковой она является и по сей день, когда учёными открыта и изучена молекула воды и исследованы многие её свойства. И вот пришло время, когда новые сказочники придумали такое… Такое придумали эти сказочники в двадцатом и двадцать первом веке… Сказочники эти, естественно, святости великой. Ни один прибор с его тиристорами, микросхемами, шпунтиками и винтиками не смогли измерить святость эту. Вот какие это сказочники. Написали где-то, якобы, эти отшельники, или с их слов записали, что в скором времени будет потоп, и утонут те страны, в которых по мнению сказочников, люди живут не по правилам христианским, а грешат. И список приводится стран. И то государство указано, которое спасётся, ибо живёт по законам праведным и управляется человеком великим. Ни за что не догадаетесь, как такое может быть, чтобы воды залили горы, а низменности сохранились в первозданности. Такое может быть! Ибо человек, что выдумает, в то и уверует. Да будет так.
                Травник. 7529.


*из фильма М.Захарова по сценарию Г.Горина «Тот самый Мюнхгаузен».

** Дадим неформальное, рабочее определение ментального вируса как упорядоченной информационной структуры, созданной искусственно, с целью захвата власти над умами, способной при передаче в виде информационного сообщения того или иного формата (новость, книга, статья, письмо, ролик, фильм, песня, пр.) захватывать внимание неподготовленного субъекта, превращаться для него в навязчивую идею, подчинять себе мышление, структурировать его и делать субъекта восприимчивым к внешнему управлению. - из статьи Игоря Ашманова «Ментальные эпидемии».