Записи о начале войны Скворцова Сергея Ивановича

Артем Курчин
Воспоминания моего деда о начале войны, записанные им в тетрадку, примерно в начале 70х годов, видимо по просьбе какого-нибудь местного журналиста.
Дописать к сожалению, дедушка не успел. В живых я его не застал, поэтому для меня эти записи являются единственными подробными рассказами о жизни и боях моего деда в те сложные времена войны.
Я постарался напечатать как есть, тяжело местами расшифровывать почерк, с моими минимальными поправками  в орфографии, в основном запятые.

1. Спортивные соревнования
21 июня 1941 года,  секретарь партийного бюро полка Сергей, получил задание от комиссара полка тов. Ануфрикова 22 июня сопровождать  и представить группу физкультурников на дивизионных спортивных соревнованиях в город Проскуров.
Вся группа выехала поездом в 4 часа утра 22 июня, с расчетом прибытия к месту соревнования к 9.00 ч. Часов в пять или шесть утра, с левой стороны, увидели группу самолетов с черными крестами на фюзеляжах, летящих на малой высоте, в направлении г. Проскуров. Мы приняли эту группу за санитарную эскадрилью, в то время, как это была группа фашистских бомбардировщиков, следуемых в направлении города Киев. С прибытием в город Проскуров, признаков войны еще не было видно. Однако, когда приблизились к аэродрому, то увидели, что все наши самолеты были рассредоточены по садам и близлежащим пристройкам, а в воздухе патрулировали наши истребители. Оставив людей в садике, около штаба дивизии, Сергей явился к начальнику штаба дивизии тов. Трошину и доложил о прибытии группы физкультурников 224 бомбардировочного полка. Приняв доклад, Трошин возмутился и повышенным тоном сказал почему вы выехали, разве не получили нашего запрета о выезде? Ну а сейчас немедленно следуйте обратно на лагерный аэродром где находится ваш полк. Что произошло или происходит – не объяснил. Выйдя от Трошина, Сергей встретил старого друга по событиям в Испании начальника парашютно-десантной службы тов. Хугоева, который являлся оперативным дежурным штаба, и по секрету сказал, что началась война и что фашисты сегодня утром без объявления войны, внезапно, бомбили очень много наших городов, аэродромов и перешли государственную границу. Сергей не поверил этому, а подумал, что это начались какие-то учения.
Собрав группу, двинулись на ж.д. ст. Проскуров, где предстояло ожидать очередного поезда около 12 часов. Чтобы не терять времени, Сергей обратился к начальнику станции с вопросом нельзя ли доехать до Ярмолинцы каким-либо транспортом? Последний ответил можете садиться на любой товарный поезд. Вчера это было делать нельзя, а сегодня вам разрешается – война есть война! Не дожидаясь товарного поезда, Сергей часть людей отправил на попутном автотранспорте, а с оставшимися людьми убыл первым товарняком.
На лагерном аэродроме Сергей собрал всю группу и представил ее командиру полка майору Иванову. На этом и закончились дивизионные спортивные соревнования, закончилась беспечная мирная жизнь. Полк приступил к боевой работе.
(прим. В середине апреля 1941 г. по плану боевой подготовки полк был выведен в лагеря на полевой аэродром Песец вблизи населенного пункта Дунаевцы. Этот аэродром не был вскрыт разведкой противника и, следовательно, не подвергся удару немецко-фашистской авиации на рассвете 22 июня.)
2. Боевая работа полка
В этот же день, т.е. 22 июня, полк получил боевое задание: бомбить колонны прорвавшихся фашистских танков в районе гор. Тернополь, рвущихся в направлении гор. Киев. Однако, что-либо существенное полк сделать не мог, так как наносил рассредоточенные удары малыми группами по 6-9 самолетов типа СБ, довольно таки устаревшими. Причем эти группы действовали без прикрытия истребителями и к тому же с малых высот 400-600 м, т.е. действовали в зоне обстрела стрелкового оружия, а почему несли большие и ничем не оправданные потери не только от фашистских истребителей, прикрывающих свои боевые порядки, но и от пулеметно-пушечного огня танков и пехоты противника. В результате, через несколько дней полк потерял всю материальную часть самолетов и экипажи отлично подготовленные к полетам даже ночью. Частичка летного состава спаслась на парашютах на территории занятой нашими войсками, а некоторые возвратились с территории занятой фашистами. Переход был осуществлен в основном в ночных условиях. И так к 1 июля полк, в наличии имел лишь один самолет, т.е. являлся за одну неделю уже не боеспособным и был намечен к перебазированию в тыл своим ходом, т.е. пешком, т.к. автотранспорта не было.
Сергей,  как имеющий боевой опыт в прошлом и наблюдающий создавшееся положение, еще  25 июня предлагал командованию полка срочно эвакуировать семьи офицеров и сверхсрочников из Ярмолинец в глубь страны. На что был дан отрицательный ответ, ссылаясь на то, что нельзя поднимать панику. В эту же ночь, фашистская авиация бомбила городок офицерского состава, один из корпусов был поврежден, правда жертв не оказалось и тогда семьи были переселены на казарменное положение в сельскую школу.
3. Эвакуация
1 Июля командование полка получило приказ о перебазировании полка в район Калиновка Винницкой области, в то время как семьи офицеров и сверхсрочнослужащих, оставались в Ярмолинцах, т.е. в районе переднего края и в непосредственной близости от прорвавшихся немецких танков. В этой обстановке, командир полка тов. Иванов 2 июля вызвал к себе Сергея и сказал что эвакуация семей лежит на вашей совести. Только вы можете решить эту задачу. Выделяю вам штурмана ст. л-та Котикова и начальника финансовой части, а также последнюю легковую автомашину М-1. А когда явился Котиков и начфин приказал: немедленно выехать в Ярмолинцы и как можно скорее эвакуировать семьи в тыл страны железнодорожным транспортом, обеспечив их всем необходимым на путь следования и выдачей денежных аттестатов.
В Ярмолинцы прибыли вечером 2 июля, предварительно заехали на ж.д. станцию Ярмолинцы уточнить когда и каким транспортом можно отправить семьи офицеров. На станции оказался единственный дежурный, т.к. все сотрудники ж.д. и их семьи были эвакуированы. Дежурный по станции сообщил, что незадолго до нашего появления он отправил последний товарный эшелон и на этом ж.д. движение закрыто. Перед Сергеем встав вопрос: Как быть и что делать? Не теряя надежду на эвакуацию, собрал все семьи в авиагородок и сообщил о решении командования о эвакуации и о своей цели приезда. Тут же выделил бригаду из грамотных женщин в помощь начальнику финансовой службы для ускорения выписки денежных аттестатов с таким расчетом, чтобы к утру 3 июля, закончить подготовку к выезду.
Ночью на военный городок налетели фашистские самолеты нанося бомбовые удары по корпусам, имея видимо ввиду вывести из строя летный состав полка, которого в это время в городке не было. Кроме четырех мужчин Сергея, Котикова, шофера и начальника финансовой службы. С появлением фашистских самолетов, Сергей отдал распоряжение всем укрыться в приспособленных укрытиях, а сам следил за ж.д. станцией на случай появления какого-либо состава. А вернувшись в городок, пошел по убежищам проверить состояние уже подчиненного ему состава находящихся в укрытиях. Пробежав все укрытия, не обнаружил своей семьи: жены и двух сыновей Владимира и Юрия. Обеспокоенный таким положением, пробежав несколько раз укрытия, своей семьи не нашел.
Расстроенный, в нервном потрясении, Сергей пошел в свою квартиру и к своему удивлению увидел семью спавшую на кровати крепчайшим сном. Разбудив жену спросил почему они ушли из укрытия? Жена ответила: а не все ли равно где погибать? На своей кровати и в своей квартире куда лучше, чем в грязной щели.
Несмотря на бомбежку, к утру все аттестаты были готовы и вручены по принадлежности. Причем необходимо сказать, что по требованию жен, аттестаты были выписаны полностью на мужнины оклады, не оставив владельцам, т.е. мужьям, ни гроша, даже на мелкие расходы.
Часов в 7 утра, 3 июля Сергей заметил с направления Каменецк-Подольска движение какого-то ж.д. эшелона и когда прибежал на станцию увидел подходящий товарный эшелон полностью загруженный людьми и загруженный до такой степени, что были заняты все подножки и крыши. Обойдя весь эшелон, в хвосте состава обнаружил пульмоновский(неразборчиво) шести-осный товарный вагон загруженный пустой стеклотарой т.е. бутылками.
Машинист настоятельно требовал того, чтобы как можно скорее двинуться в путь. Однако под страхом оружия и угроз, состав был задержал для погрузки семей. Предварительно выделив бригаду женщин для разгрузки вагона от бутылок. На это понадобилось очень много времени.
Разгрузив половину вагона, Сергей приказал производить погрузку семей, имея в виду, что остальной груз бутылок будет выброшен в пути. При посадке разрешалось при себе иметь только маленький туалетный чемоданчик, а остальное все имущество оставалось в квартирах. Сколько было пролито слез во время погрузки, сколько пришлось выслушать упреков и оскорблений от женщин, прежде чем их отправить на восток. И вот паровоз дал гудок и состав тронулся. Задача по эвакуации семей решена.
Сергей принял решение выехать самим из городка с рассветом т.к. была уже полная темнота. Явившись на квартиру решили поужинать, но в квартире Сергея ничего съестного не нашли. Тогда вскрыли квартиру командира полка т. Иванова, помня, что он готовился отмечать день рождения единственной дочери. Вот там то и был устроен ужин не хуже чем в ресторане 1го класса. Закончив ужин, легли отдыхать, однако непрерывный вой самолетов и артиллерийская стрельба уснуть не дали. Часов в 12 ночи пошел сильный дождь, который вывел из строя все проселочные дороги. С наступлением рассвета мы тронулись в путь на аэродром Калиновка, забрав с собой кое-какие запасы съестного и конечно спиртное. Однако машина двигаться не могла и буксовала. Пришлось машину почти что тащить на себе до улучшения дороги около 8-10 км. Проезжая путь на участке Калиновка наблюдали отход частей Красной Армии. Солдаты измученные, босые, некоторые без верхнего обмундирования и конечно без оружия, которое было брошено с целью облегчения. Бойцы выглядели ужасно и на нас как на летчиков смотрели с презрением. Некоторые производили выкрики: Где ваша авиация?  Штурман Котиков не раз обращался к шоферу ехать быстрее, боясь что они нам что-нибудь сделают, т.к. уж больно у них был вид страшен. В Калиновку прибыли ночью, с трудом нашли своих. Разбудили майора Иванова и доложили об успешной эвакуации, а затем после доклада предложили отметить привезенными вкусными вещами и спиртным день рождения дочери, которая в это время подвергалась бомбежке в районе ст.Проскурова.
После завтрака получили приказ эвакуироваться на аэродромный узел Киев. Майор Иванов пошел летом на оставшемся еще у нас самолете, военком на авто, а остальной летный и технический состав батальон аэродромного обеспечения под командованием Сергея, должен был следовать своим ходом.
Сергей построил людей, и выходя из Калиновки, где нас догнала колонна новых автомашин ЗИС-5, Сергей остановил шоферов и при уточнении куда следуют узнал, что они оторвались от своей части, следовать куда не знают и поедут в Киев. Тот подчиняет себе этот транспорт, едет на аэродром, заправляет полностью горючим и смазочным, оборудуют их для сидения, распределяет людей по машинам и следуют колоннами в Киев.
Подъезжая к ж.д. ст. Казатин ехали с еще большим затруднением т.к. железнодорожный переезд беспрерывно подвергался бомбежке фашистской авиацией, а кроме этого приближались немецкие танки, ведущие артиллерийский огонь по застопоренным машинам спереди, чтобы захватить весь автотранспорт целеньким. Видя, что по дороге нам не проехать, Сергей принял решение с дороги съехать, а дальше двигаться прямо по полю и любыми путями, почти на руках, вытащить автомашины, что нам и удалось. Перебравшись через переезд, проверили наличие людей. К нашему счастью потерь не оказалось, двинулись в путь на Киев.

На этом записи прерываются.

Скворцов Сергей Иванович

Родился  1  (13)  марта  1908  года  в  деревне  Заковырье  (Закозырье)  Красносельского  района  Костромской  области  (Россия).  Русский.
В  РККА  с  20  октября  1930  года,  был  призван  Костромским  районным  военкоматом  Ярославской  области.   
Присвоено  звание  лейтенанта.
Служил  в  различных  авиационных  частях.
Участвовал  в  национально-революционной  войне  в  Испании  с  осени  1936  года  по  1937  год  в  качестве  штурмана  бомбардировщика  СБ  республиканской  авиации.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  декабря  1939  года  по  март  1940  года.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года.
Воевал  на  Юго-Западном  фронте  с  июня  1941  года,  на  Южном  фронте  с  октября  1941  года  в  должностях  ответственного  секретаря  партбюро  224-го  скоростного бомбардировочного  авиационного  полка,  помощника  начальника  штаба  ВВС  56-й  армии,  начальника  штаба  105-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО.
С  8  июня  1942  года  служил  начальником  штаба  721-го  истребительного  авиационного  полка,  с  июня  1942  года  воевал  на  Брянском  фронте,  с  февраля  1943  года  -  на  Центральном  фронте,  участвовал  в  Курской  битве.
Присвоено  звание  майора.
С  11  ноября  1943  года  до  конца  войны  был  начальником  штаба  16-го  отдельного  дальне-разведывательного  авиационного  полка,  воевал  на  Белорусском  фронте,  освобождал  Беларусь  и  Польшу.
К  середине  1944  года  на  самолете  Пе-2  произвел  7  боевых  вылетов.
Присвоено  звание  подполковника.
Участвовал  в  Висло-Одерской,  Лодзинской  и  Берлинской  наступательной  операции.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
16  ноября  1955  году  в  звании  подполковника  уволился  в  запас.
Проживал  в  городе  Кострома  Костромской  области  (Россия).
Умер  12  января  1975  года.  Похоронен  на  Костромском  кладбище.

Награжден  орденом  Ленина  (03.11.1953),  четырьмя  орденами  Красного  Знамени  (02.01.1937,  07.04.1940,  10.05.1945,  15.11.1950),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (08.05.1943),  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени  (14.09.1944),  орденом  Красной  Звезды  (06.11.1945),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Москвы»,  «За  освобождение  Варшавы»,  «За  взятие  Берлина»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»»  и  другими.

Огромная благодарность Олегу Каминскому за размещение биографии Скворцова С.И. на своих страницах.

На групповых фото (Фото слева) слева направо: Скворцов, Кобисской, Голубенков, Козич, Крюков 1943 год

(Фото справа) Летчики 721-го ИАП. Слева направо: сидят – Трегубов, Крюков, Козич, Липатов;
стоят – Смирнов, Мартыничев, Стороженко, неизвестный, Голубенков,
Кошель, Скворцов, Моисеенко, неизвестный, Фатеев, Мороз, Кобисской, Якушев, Колычев