Воспоминания моего деда о начале войны, записанные им в тетрадку, примерно в начале 70х годов, видимо по просьбе какого-нибудь местного журналиста.
Дописать к сожалению, дедушка не успел. В живых я его не застал, поэтому для меня эти записи являются единственными подробными рассказами о жизни и боях моего деда в те сложные времена войны.
Я постарался напечатать как есть, тяжело местами расшифровывать почерк, с моими минимальными поправками в орфографии, в основном запятые.
1. Спортивные соревнования
21 июня 1941 года, секретарь партийного бюро полка Сергей, получил задание от комиссара полка тов. Ануфрикова 22 июня сопровождать и представить группу физкультурников на дивизионных спортивных соревнованиях в город Проскуров.
Вся группа выехала поездом в 4 часа утра 22 июня, с расчетом прибытия к месту соревнования к 9.00 ч. Часов в пять или шесть утра, с левой стороны, увидели группу самолетов с черными крестами на фюзеляжах, летящих на малой высоте, в направлении г. Проскуров. Мы приняли эту группу за санитарную эскадрилью, в то время, как это была группа фашистских бомбардировщиков, следуемых в направлении города Киев. С прибытием в город Проскуров, признаков войны еще не было видно. Однако, когда приблизились к аэродрому, то увидели, что все наши самолеты были рассредоточены по садам и близлежащим пристройкам, а в воздухе патрулировали наши истребители. Оставив людей в садике, около штаба дивизии, Сергей явился к начальнику штаба дивизии тов. Трошину и доложил о прибытии группы физкультурников 224 бомбардировочного полка. Приняв доклад, Трошин возмутился и повышенным тоном сказал почему вы выехали, разве не получили нашего запрета о выезде? Ну а сейчас немедленно следуйте обратно на лагерный аэродром где находится ваш полк. Что произошло или происходит – не объяснил. Выйдя от Трошина, Сергей встретил старого друга по событиям в Испании начальника парашютно-десантной службы тов. Хугоева, который являлся оперативным дежурным штаба, и по секрету сказал, что началась война и что фашисты сегодня утром без объявления войны, внезапно, бомбили очень много наших городов, аэродромов и перешли государственную границу. Сергей не поверил этому, а подумал, что это начались какие-то учения.
Собрав группу, двинулись на ж.д. ст. Проскуров, где предстояло ожидать очередного поезда около 12 часов. Чтобы не терять времени, Сергей обратился к начальнику станции с вопросом нельзя ли доехать до Ярмолинцы каким-либо транспортом? Последний ответил можете садиться на любой товарный поезд. Вчера это было делать нельзя, а сегодня вам разрешается – война есть война! Не дожидаясь товарного поезда, Сергей часть людей отправил на попутном автотранспорте, а с оставшимися людьми убыл первым товарняком.
На лагерном аэродроме Сергей собрал всю группу и представил ее командиру полка майору Иванову. На этом и закончились дивизионные спортивные соревнования, закончилась беспечная мирная жизнь. Полк приступил к боевой работе.
(прим. В середине апреля 1941 г. по плану боевой подготовки полк был выведен в лагеря на полевой аэродром Песец вблизи населенного пункта Дунаевцы. Этот аэродром не был вскрыт разведкой противника и, следовательно, не подвергся удару немецко-фашистской авиации на рассвете 22 июня.)
2. Боевая работа полка
В этот же день, т.е. 22 июня, полк получил боевое задание: бомбить колонны прорвавшихся фашистских танков в районе гор. Тернополь, рвущихся в направлении гор. Киев. Однако, что-либо существенное полк сделать не мог, так как наносил рассредоточенные удары малыми группами по 6-9 самолетов типа СБ, довольно таки устаревшими. Причем эти группы действовали без прикрытия истребителями и к тому же с малых высот 400-600 м, т.е. действовали в зоне обстрела стрелкового оружия, а почему несли большие и ничем не оправданные потери не только от фашистских истребителей, прикрывающих свои боевые порядки, но и от пулеметно-пушечного огня танков и пехоты противника. В результате, через несколько дней полк потерял всю материальную часть самолетов и экипажи отлично подготовленные к полетам даже ночью. Частичка летного состава спаслась на парашютах на территории занятой нашими войсками, а некоторые возвратились с территории занятой фашистами. Переход был осуществлен в основном в ночных условиях. И так к 1 июля полк, в наличии имел лишь один самолет, т.е. являлся за одну неделю уже не боеспособным и был намечен к перебазированию в тыл своим ходом, т.е. пешком, т.к. автотранспорта не было.
Сергей, как имеющий боевой опыт в прошлом и наблюдающий создавшееся положение, еще 25 июня предлагал командованию полка срочно эвакуировать семьи офицеров и сверхсрочников из Ярмолинец в глубь страны. На что был дан отрицательный ответ, ссылаясь на то, что нельзя поднимать панику. В эту же ночь, фашистская авиация бомбила городок офицерского состава, один из корпусов был поврежден, правда жертв не оказалось и тогда семьи были переселены на казарменное положение в сельскую школу.
3. Эвакуация
1 Июля командование полка получило приказ о перебазировании полка в район Калиновка Винницкой области, в то время как семьи офицеров и сверхсрочнослужащих, оставались в Ярмолинцах, т.е. в районе переднего края и в непосредственной близости от прорвавшихся немецких танков. В этой обстановке, командир полка тов. Иванов 2 июля вызвал к себе Сергея и сказал что эвакуация семей лежит на вашей совести. Только вы можете решить эту задачу. Выделяю вам штурмана ст. л-та Котикова и начальника финансовой части, а также последнюю легковую автомашину М-1. А когда явился Котиков и начфин приказал: немедленно выехать в Ярмолинцы и как можно скорее эвакуировать семьи в тыл страны железнодорожным транспортом, обеспечив их всем необходимым на путь следования и выдачей денежных аттестатов.
В Ярмолинцы прибыли вечером 2 июля, предварительно заехали на ж.д. станцию Ярмолинцы уточнить когда и каким транспортом можно отправить семьи офицеров. На станции оказался единственный дежурный, т.к. все сотрудники ж.д. и их семьи были эвакуированы. Дежурный по станции сообщил, что незадолго до нашего появления он отправил последний товарный эшелон и на этом ж.д. движение закрыто. Перед Сергеем встав вопрос: Как быть и что делать? Не теряя надежду на эвакуацию, собрал все семьи в авиагородок и сообщил о решении командования о эвакуации и о своей цели приезда. Тут же выделил бригаду из грамотных женщин в помощь начальнику финансовой службы для ускорения выписки денежных аттестатов с таким расчетом, чтобы к утру 3 июля, закончить подготовку к выезду.
Ночью на военный городок налетели фашистские самолеты нанося бомбовые удары по корпусам, имея видимо ввиду вывести из строя летный состав полка, которого в это время в городке не было. Кроме четырех мужчин Сергея, Котикова, шофера и начальника финансовой службы. С появлением фашистских самолетов, Сергей отдал распоряжение всем укрыться в приспособленных укрытиях, а сам следил за ж.д. станцией на случай появления какого-либо состава. А вернувшись в городок, пошел по убежищам проверить состояние уже подчиненного ему состава находящихся в укрытиях. Пробежав все укрытия, не обнаружил своей семьи: жены и двух сыновей Владимира и Юрия. Обеспокоенный таким положением, пробежав несколько раз укрытия, своей семьи не нашел.
Расстроенный, в нервном потрясении, Сергей пошел в свою квартиру и к своему удивлению увидел семью спавшую на кровати крепчайшим сном. Разбудив жену спросил почему они ушли из укрытия? Жена ответила: а не все ли равно где погибать? На своей кровати и в своей квартире куда лучше, чем в грязной щели.
Несмотря на бомбежку, к утру все аттестаты были готовы и вручены по принадлежности. Причем необходимо сказать, что по требованию жен, аттестаты были выписаны полностью на мужнины оклады, не оставив владельцам, т.е. мужьям, ни гроша, даже на мелкие расходы.
Часов в 7 утра, 3 июля Сергей заметил с направления Каменецк-Подольска движение какого-то ж.д. эшелона и когда прибежал на станцию увидел подходящий товарный эшелон полностью загруженный людьми и загруженный до такой степени, что были заняты все подножки и крыши. Обойдя весь эшелон, в хвосте состава обнаружил пульмоновский(неразборчиво) шести-осный товарный вагон загруженный пустой стеклотарой т.е. бутылками.
Машинист настоятельно требовал того, чтобы как можно скорее двинуться в путь. Однако под страхом оружия и угроз, состав был задержал для погрузки семей. Предварительно выделив бригаду женщин для разгрузки вагона от бутылок. На это понадобилось очень много времени.
Разгрузив половину вагона, Сергей приказал производить погрузку семей, имея в виду, что остальной груз бутылок будет выброшен в пути. При посадке разрешалось при себе иметь только маленький туалетный чемоданчик, а остальное все имущество оставалось в квартирах. Сколько было пролито слез во время погрузки, сколько пришлось выслушать упреков и оскорблений от женщин, прежде чем их отправить на восток. И вот паровоз дал гудок и состав тронулся. Задача по эвакуации семей решена.
Сергей принял решение выехать самим из городка с рассветом т.к. была уже полная темнота. Явившись на квартиру решили поужинать, но в квартире Сергея ничего съестного не нашли. Тогда вскрыли квартиру командира полка т. Иванова, помня, что он готовился отмечать день рождения единственной дочери. Вот там то и был устроен ужин не хуже чем в ресторане 1го класса. Закончив ужин, легли отдыхать, однако непрерывный вой самолетов и артиллерийская стрельба уснуть не дали. Часов в 12 ночи пошел сильный дождь, который вывел из строя все проселочные дороги. С наступлением рассвета мы тронулись в путь на аэродром Калиновка, забрав с собой кое-какие запасы съестного и конечно спиртное. Однако машина двигаться не могла и буксовала. Пришлось машину почти что тащить на себе до улучшения дороги около 8-10 км. Проезжая путь на участке Калиновка наблюдали отход частей Красной Армии. Солдаты измученные, босые, некоторые без верхнего обмундирования и конечно без оружия, которое было брошено с целью облегчения. Бойцы выглядели ужасно и на нас как на летчиков смотрели с презрением. Некоторые производили выкрики: Где ваша авиация? Штурман Котиков не раз обращался к шоферу ехать быстрее, боясь что они нам что-нибудь сделают, т.к. уж больно у них был вид страшен. В Калиновку прибыли ночью, с трудом нашли своих. Разбудили майора Иванова и доложили об успешной эвакуации, а затем после доклада предложили отметить привезенными вкусными вещами и спиртным день рождения дочери, которая в это время подвергалась бомбежке в районе ст.Проскурова.
После завтрака получили приказ эвакуироваться на аэродромный узел Киев. Майор Иванов пошел летом на оставшемся еще у нас самолете, военком на авто, а остальной летный и технический состав батальон аэродромного обеспечения под командованием Сергея, должен был следовать своим ходом.
Сергей построил людей, и выходя из Калиновки, где нас догнала колонна новых автомашин ЗИС-5, Сергей остановил шоферов и при уточнении куда следуют узнал, что они оторвались от своей части, следовать куда не знают и поедут в Киев. Тот подчиняет себе этот транспорт, едет на аэродром, заправляет полностью горючим и смазочным, оборудуют их для сидения, распределяет людей по машинам и следуют колоннами в Киев.
Подъезжая к ж.д. ст. Казатин ехали с еще большим затруднением т.к. железнодорожный переезд беспрерывно подвергался бомбежке фашистской авиацией, а кроме этого приближались немецкие танки, ведущие артиллерийский огонь по застопоренным машинам спереди, чтобы захватить весь автотранспорт целеньким. Видя, что по дороге нам не проехать, Сергей принял решение с дороги съехать, а дальше двигаться прямо по полю и любыми путями, почти на руках, вытащить автомашины, что нам и удалось. Перебравшись через переезд, проверили наличие людей. К нашему счастью потерь не оказалось, двинулись в путь на Киев.
На этом записи прерываются.
Скворцов Сергей Иванович
Родился 1 (13) марта 1908 года в деревне Заковырье (Закозырье) Красносельского района Костромской области (Россия). Русский.
В РККА с 20 октября 1930 года, был призван Костромским районным военкоматом Ярославской области.
Присвоено звание лейтенанта.
Служил в различных авиационных частях.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с осени 1936 года по 1937 год в качестве штурмана бомбардировщика СБ республиканской авиации.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
Участвовал в советско-финляндской войне с декабря 1939 года по март 1940 года.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал на Юго-Западном фронте с июня 1941 года, на Южном фронте с октября 1941 года в должностях ответственного секретаря партбюро 224-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, помощника начальника штаба ВВС 56-й армии, начальника штаба 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
С 8 июня 1942 года служил начальником штаба 721-го истребительного авиационного полка, с июня 1942 года воевал на Брянском фронте, с февраля 1943 года - на Центральном фронте, участвовал в Курской битве.
Присвоено звание майора.
С 11 ноября 1943 года до конца войны был начальником штаба 16-го отдельного дальне-разведывательного авиационного полка, воевал на Белорусском фронте, освобождал Беларусь и Польшу.
К середине 1944 года на самолете Пе-2 произвел 7 боевых вылетов.
Присвоено звание подполковника.
Участвовал в Висло-Одерской, Лодзинской и Берлинской наступательной операции.
После окончания войны продолжал служить в Военно-воздушных силах.
16 ноября 1955 году в звании подполковника уволился в запас.
Проживал в городе Кострома Костромской области (Россия).
Умер 12 января 1975 года. Похоронен на Костромском кладбище.
Награжден орденом Ленина (03.11.1953), четырьмя орденами Красного Знамени (02.01.1937, 07.04.1940, 10.05.1945, 15.11.1950), орденом Отечественной войны 1-й степени (08.05.1943), орденом Отечественной войны 2-й степени (14.09.1944), орденом Красной Звезды (06.11.1945), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»» и другими.
Огромная благодарность Олегу Каминскому за размещение биографии Скворцова С.И. на своих страницах.
На групповых фото (Фото слева) слева направо: Скворцов, Кобисской, Голубенков, Козич, Крюков 1943 год
(Фото справа) Летчики 721-го ИАП. Слева направо: сидят – Трегубов, Крюков, Козич, Липатов;
стоят – Смирнов, Мартыничев, Стороженко, неизвестный, Голубенков,
Кошель, Скворцов, Моисеенко, неизвестный, Фатеев, Мороз, Кобисской, Якушев, Колычев