Сборы

Валерий Суханов 3
С первого по четвёртый курс мы проходили военную подготовку. Военная кафедра УНИ готовила выпускников по двум воинским специальностям: служба обеспечения ГСМ, и, трубопроводный транспорт горючего. Мы учились по военной специальности – обеспечение войск ГСМ. На этой «военке», как мы называли эту подготовку, была полная расслабуха от основных предметов.

Мы на полном серьёзе слушали наших преподавателей, майоров Баталова, Иванова, Рассказова о расчётах комплекта ГСМ и выписывании товарных накладных, производимых в условиях применения оружия массового поражения, вооружении и структуре частей НАТО. При этом вооружение и структура наших частей, видимо из соображений секретности не изучались. Были и практические занятия, на которых изучалась материальная часть перекачивающих насосных станций.

Однажды на практических занятиях мы проходили действие стрелкового взвода в наступлении после марш-броска. Дело было зимой. Мы на лыжах, в противогазах, спустились в районе института к реке Белой. Рассредоточившись по отделениям, перебежками, уже без лыж, с АК-47 с примкнутыми штыками наперевес, атаковали воображаемого противника. Вместо противника натолкнулись вдруг на лежащего лося. Атака сорвалась. Все собрались вокруг бедолаги, пытаясь расшевелить его и как-то ему помочь. Но строгий майор Баталов скомандовал: «В атаку», и мы снова начали играть в казаков-разбойников.

После весенней сессии 1973 года, мы сдали государственный экзамен по военной подготовке, и нас отправили в летние лагеря на  сборы. Место сборов называлось Высокая Гора. Находилось оно недалеко от Казани.

Официально мы назывались курсанты. Гражданскую одежду сдали, и, после помывки, получили солдатскую форму и кирзовые сапоги с портянками. Получив брюки-галифе, и здраво рассудив, что после нас всё равно эту форму спишут, я, по примеру ранее служивших студентов, прорезал лямку повыше, и, таким образом, утянул бутылкообразные галифе. Пришивая белый подворотничок к вороту гимнастёрки, также воспользовался советом более опытных товарищей, и использовал обрезок кембрика. Тем самым подворотничок стал рельефным и без складок. В пилотке были воткнуты, согласно уставу, иголка с белой и иголка с чёрной ниткой. Быстро приспособился наворачивать портянки. В общем, внешне, не отличался от ранее служивших в СА.
 
В течение месяца мы жили в палатках отделениями по десять человек. Отбой был в 10-00, подъём в 6-00. Надевали брюки, сапоги, строились и бежали пару километров, потом зарядка, потом обратно бег. Все бежали в сапогах, а Саша Кнышенко в кедах. Якобы натёр ноги. Мы-то знали, что многие натёрли. С Сашей не один раз пришлось сталкиваться по жизни, но с тех пор  считаю его «шлангом».
 
Командиром нашего взвода был Володя Клименко, из ранее служивших, сержант, мастер спорта по лыжам. В общем, хороший парень с юмором. Командиром отделения – Наиль Ахметзянов, тоже из ранее служивших, но с юмором у него были напряги. Кормили нас в основном перловой кашей с селёдкой, бутерброд белого хлеба с маслом, чай. На обед компот. Почему-то всё время хотелось спать. Использовали каждую минуту. Погода стояла хорошая. Так что мы валялись прямо на травке.

Каждый день нас муштровали по строевой, огневой, политической и специальной подготовке. Отдыхать можно было только на политической. Доставали из пилотки иголку и драили ею ременную бляху. Воинская часть, при которой были сборы, занималась обслуживанием одного из складов ГСМ Приволжского военного округа. Так что специальную подготовку мы проходили прямо на складе. Были стрельбы, после которых пришлось чистить оружие АК-47 и ПМ.
 
Всем, кроме нашего взводам, перед стрельбами выпала доля копать окопы на опушке леса. А нам, по окончании стрельб – их закапывать. Для этого нас построил один из майоров с нашей кафедры, которого мы промеж собой называли Локис*. По его команде мы цепочкой побежали по лесу к месту будущего нашего трудового подвига. Стояла жара выше 30 градусов. Бежать было нелегко. Лысому толстяку майору, бежавшему замыкающим, было труднее чем нам. Мой друг Айрат вдруг крикнул:

- Локис не отставай.

Под взрывы смеха мы преодолели трёхкилометровую дистанцию. Майор так ничего и не понял.

Мне досталось закапывать окоп для стрельбы с колена. Увидев невдалеке поселковую свалку, сходил туда и приволок станину от ножной швейной машинки. Скинул её в окопчик и забросал слегка земелькой.

Были и наряды, и дежурства на кухне. Ходили в караул. Долговязый студент по кличке Семён. Поклонник творчества Santana и Black Sabbath, во время нахождения на караульном посту, в мгновение очутился на караульной вышке, так как его пятая точка могла очутится в пасти сторожевой собаки, которую на ночь выпускали охранять периметр.

В один из дней с боевым оружием приняли воинскую присягу. На строевой подготовке наш взвод, зная, что победитель съездит на экскурсию в Казань, много внимания уделили строевому шагу и строевой песне.
 
Стали победителем смотра, пройдя с песней перед трибуной, на которой стояли офицеры во главе с командиром части полковником Мясниковым. В качестве строевой песни мы тренировались петь ту, у которой был припев:
 
         «Безусые комбаты ведут своих орлят,
           Когда поют солдаты, спокойно дети спят».

Один из взводов разучивал строевую песню, которая начиналась такими словами:

          «У атамана Козолупа была огромная…сноровка,
            Семизарядная…винтовка…»

Но во время прохождения перед трибуной не рискнули её спеть и промаршировали с песней – «Полевая почта».

Как победители съездили на экскурсию в Казань. Побродили по городу. Поели мороженого, попили газировки. Сфотографировались у памятника Мусе Джалилю. Сходили в кино. В общем, всё как в известной песне. Сама Казань, а особенно её центр, не произвёл сильного впечатления.

Перед отправкой домой нас построили и продержали на жаре пару часов. Требовалось признаться кто прихватил несколько боевых патронов от АК-47.

Сборы закончились, мы сдали обмундирование, получили гражданскую одежду, сели на поезд и уехали в Уфу. Когда переодевался в свою цивильную одежду, испытал странное ощущение. Пальцы рук за месяц загрубели, и одежда показалась мне шёлковой. По приезду сдали государственный экзамен по воинской специальности.
Лейтенантские военные билеты получили  после защиты дипломного проекта.

*-Локис название популярного в то время фильма. В нём высокородный дворянин в брачную ночь превращается в зверя загрызает невесту и выпрыгнув из окна оставляет в снегу медвежьи следы.