11. Памятное. Тот самый Новый Год

Косолапов Сергей
   Когда мы учились в  выпускном десятом классе, то состоялся, наверное, самый веселый Новогодний праздник для старших за все то время, что я учился в школе. Инициатором его и идейно-духовным вдохновителем была учительница русского языка и литературы Лидия Васильевна Малиновская. Главная идея его была в проведении костюмированного театрализованного представления. Сценарий (или если хотите – либретто) – сказку в стихах написала Таня Туркина (ныне Баранова). Она училась на год позднее нас. Вообще, участники того представления – мальчики из нашего десятого и девочки девятого класса.

   Не помню, конечно, дословно, но, в общем, завязка сюжета была такова. Дед Мороз едет на праздник в нашу школу, но по дороге на него нападает некая «нечисть» (ведьмы какие-то, цыганки, лешие и черти, возможно, еще кто-то). Подарки отбирают, и Дед Мороз приходит со Снегурочкой на праздник без них. Я уже не помню, как там все удачно проходит, но вопрос каким-то образом решается, нечисть в конце-концов подарки отдает и все безмерно счастливы! Это я так, в двух словах рассказал, потому что по прошествии многих лет почти ничего не помню, а на самом деле сказка была длинная, интересная и смешная, причем, как я уже говорил, в стихах!

   Интересное в нашем спектакле началось еще при распределении ролей. Меня назначили Дедом Морозом. Я попытался взять самоотвод, но почему-то все единогласно решили, что лучше кандидатуры на всем белом свете не найти. Снегурочкой была Лена Федяева из того же девятого, что и остальные девочки. Серегу Батманова помню в роли черта – на представлении он был в черном трико, вымазал чем-то рожу и прилепил на нос пятачок на резинке, а на голову - бумажные рожки. Самым прикольным был у него хвост из куска какой-то веревки, распущенной на конце кисточкой, за который каждый норовил его дернуть. Девочки из девятого класса составили ему компанию в роли нечисти. Не помню  уже всех, но там были, по-моему, Клава Козлова, Лена Ганова, Наташа Разманова, может быть кто-то еще.

   За несколько дней до нашей премьеры я заболел - обычный грипп свалил меня в постель, не посмотрев на то, что я Дед Мороз. Пару дней я пролежал в постели, на третий ко мне домой пришла обеспокоенная Клава Козлова. Напряженно вглядываясь в мое лицо, она с тревогой и надеждой спросила только одно:
 - Сережа, ты придешь?
   Других слов было не надо. Она могла бы вообще ничего не спрашивать. Нам было понятно все и так, без слов - представление было под угрозой срыва. Я бордо кивнул своей гриппозной головой, поморщился от боли и мужественно ответил:
 - Приду!

   А как иначе? Ребята уже все горели этим выступлением, готовились и репетировали недели две, и их нельзя было никак подвести. Даже, если бы у меня не спала температура, я бы все равно пришел.

   Репетировали мы в строжайшей тайне, никто из посторонних особенно и не знал, что будет какое-то выступление. Правда, надо сказать, и репетиций-то было немного, поэтому на представлении нам пришлось «по ходу пьесы», так сказать, слегка импровизировать. То перед самым выступлением у черта отвалился хвост (а как он не отвалится, если каждый норовит тебя за него дернуть!) и пришлось его срочно пришивать к трико изнутри, то что-то забыли дома, то что-то еще непредвиденное. Репетировали-то ведь без костюмов, каждый готовил их дома самостоятельно и только вечером перед выступлением мы все вместе посмотрели друг на друга, так сказать, в боевой раскраске.

   В этом отношении нам с Леной Федяевой было легче других – школьные костюмы Снегурочки и Деда Мороза были в наличии, оставалось только одеть их перед представлением. Это сыграло с нами злую шутку. По сценарию, в конце выступления, когда нечисть уже отдает подарки и все ее представители веселятся в общем кругу, балдея от счастья, Снегурочка с Дедом Морозом должны танцевать вальс вокруг елки. Ну, мы с Леной, конечно, покружились немного на репетициях, насколько я это умел, но в представлении-то мы были в костюмах! Шуба Деда Мороза – длинная, похожая на толстый халат, перевязанная на поясе таким же длинным кушаком, ужасно мешала мне при танце. Вся эта мишура из бровей, бороды и усов, норовила куда-то слезть, закрывала лицо и не давала спокойно вдохнуть воздух и нормально смотреть. В дополнение ко всему были валенки, в которых я танцевал – хоть свои, но все же валенки, а не ботинки! В общем, после нескольких движений, когда мы уже разогнались по кругу, то ли я запутался в полах шубы, то ли случилось что-то еще, но мы вместе со Снегурочкой чуть не улетели под елку, но на ногах, правда, устояли. Однако это не только не испортило праздник, а наоборот, только добавило общего веселья.

   Вспоминая это представление даже сорок лет спустя, у меня поднимается настроение. Это не был спектакль в классическом понимании этого слова, скорее это был некий такой «капустник», только слова этого мы этого тогда еще не знали, да и смысла его тоже, конечно, но сделали мы тогда именно его. Все действо было сыграно настолько весело, легко – «на одной ноте», с импровизацией и юмором, что это шуточное представление осталось у меня в памяти, пусть и отрывочно, на всю жизнь.
   Как-то мы вспоминали этот вечер с некоторыми участниками этого необычного выступления и пришли к выводу, что ни до нас, ни после нас такого представления никто не делал. Каждый вспоминал то, что он помнил, дополняя другого, и все вместе смеялись. И как всегда, вспоминая что-то очень приятное, на душе было хорошо, только чуточку немного грустно…

Фото: Это я в 10 классе - 1980г. К сожалению, фото, описываемых в этой главе событий, не нашлось.

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/24/426