Глушь

Юрий Курский
         Опустевшее село на краю области, заросшее густыми травами, где доживают свой век его престарелые жители. Покосившиеся, заколоченные дома, перекопанные кротами огороды и дворы с множеством земляных холмиков, - вот, что увидел я, приехав летним днём с родственником в его родные места, где он бывал редко с недавних пор, как похоронил мать на сельском кладбище.
         Рядом с домом родственника овраг с деревьями и кустарником, там есть колодец с чистой, холодной водой, от которой ломит зубы.  Недалеко, в низине, бьют ключи и оттуда течёт ручей через овраг и травянистый луг, впадая в неширокий пруд окружённый ракитами.
          Я прошёлся по безлюдной улице, среди лопухов и крапивы, побывал с родственником на кладбище под большими тополями и остался на несколько дней в его отчем доме. Воздух здесь пахнет травами, на зорях насвистывают соловьи, но редко где прокукарекает петух и замычит корова. Сельских жителей становится меньше, а в ночном, притягивающим взгляд, ярко звёздном небе, немало летающих аппаратов, там движение, будто люди переселились туда, - в звёздную, дальнюю высь.
         Зато в пруду ещё водятся караси с ладонь, мы ловили их, жарили, с удовольствием ели и угощали рыжую кошку приходящую на запах жареной рыбы. Село расположено на невысоких холмах, вокруг перелески, места живописные, раздольные, красоты неописуемые, но эти красоты,  стали не нужны. Многие уехали отсюда в города, школу в селе закрыли, больницы нет, до райцентра тридцать километров, дорога разбита.
         А между тем люди издавна жили в  этом краю, места ведь знатные, с историей. Неподалёку в земле находили оружие русичей и кочевников, хранящееся теперь в областном музее. Судя по старым, географическим картам через эти края проходил Муравский шлях, - древняя дорога  соеденявшая северные и южные земли. Тут бывали с набегами печенеги и половцы, а русские князья с дружинами давали им отпор и сами ходили в Дикую степь. На окраине села возвышается холм, на нём, по преданию, жгли сигнальные костры при подходе татар, чтобы предупредить об опасности людей в соседних селениях. Недалеко отсюда, у дороги, лежит камень, на нём выбита надпись – Дорога Степана Разина, по ней везли пленённого атамана в Москву на казнь. Многое повидала эта земля, опалила её и Великая Отечественная война.
       ... Днём над опустевшим селом парит коршун, по вечерам тишину нарушает хор лягушек на пруду, а ночью, раскинув крылья, низко летает сова.  В селе темно. Не слышно даже собачьего лая. Глушь.