10. Сам играю, сам пою, сам себя я веселю

Косолапов Сергей
   Каждый год в День рождения пионерской организации - 19 мая мы ходили на пионерский костер. Ходили мы в лес, достаточно далеко, километра полтора-два от села, в так называемый «второй лесок». Там на поляне учителя и старшие школьники разводили огромный костер, во всяком случае, тогда он казался очень большим. Все классы пели и плясали, показывали какие-то номера художественной самодеятельности, и всем было по-праздничному весело.

   Еще мне очень запомнилось такое мероприятие в школе, как смотр-конкурс военной песни. Этот конкурс проходил среди младших классов и был приурочен к 23 февраля – Дню Советской армии и Военно-морского флота. Каждому из классов надо было исполнить песню того рода войск, который они представляли. К рубашке пришивали бумажные погоны, покрашенные в цвет рода войск, на голову надевали пилотки, сделанные тоже самостоятельно на уроках труда. Еще приветствовалось наличие личного игрушечного оружия, в основном это были самоделки, покупного было мало. Парни несли по 2-3 экземпляра – для себя и для девочек. Вообще, хороший праздник получался: тут тебе и патриотизм, и любовь к армии, тут же – развитие трудовых навыков, а вдобавок еще и хоровое пение!

   Был еще такой вид смотра художественной самодеятельности, как фестиваль республик СССР. Каждый класс представлял какую-нибудь союзную республику. Когда мы в 3 классе учились, изображали эстонцев. Не помню уже, из чего состояли наши костюмы, и приветствий на эстонском языке тоже. Может, никаких слов и не было. Плясали, по-моему, какой-то эстонский танец. Но почему-то мне не очень нравилось быть эстонцем, если честно, сам не знаю почему. Душа, очевидно, хотела чего-нибудь более приближенного к нашей жизни: украинского гопака или какую-нибудь белорусскую лявониху.
   Вот как вспоминает об этом событии Николай Сергеевич Туркин (он старше меня на два года):

   «Помню, что в 5  классе, 30 декабря 1972 года, проводили мероприятие по поводу 50-летия образования СССР. Каждый класс был в национальной одежде одной из республик, и рассказывал об этой республике, читал стихи поэтов этой республики, танцевал национальный танец. И наш класс в костюмах молдаван стоял как раз в том месте, где потом повесили портрет Лизы Чайкиной. Только там тогда висели плакаты с гербами  и флагами всех республик. И был я в отцовской рубахе с вышитым воротником, хромовых его же сапогах, подпоясан шарфом, а на голове чья-то старая меховая шапка-пирожок, вроде тех, что носил в то время Брежнев. Помню лозунг, который мы говорили всем классом: "Приетение - Дружба!"
   Вот жалко, фотографий нет, а так интересно было бы посмотреть на это мероприятие, костюмы и участников сегодня!

   Но самый любимый и желанный праздник школьников того времени (не считая «Последнего звонка» и «Выпускного бала», которого всегда очень ждут выпускники), несомненно, Новый Год!

   Вообще, говоря про школьные праздники и вечера, можно разделить их все на две категории: «для малышей» и для «старших». Во вторую категорию относились классы, начиная с седьмого. У тех и других был разный набор вечеров и праздников. У младших – вот такие смотры песен, как я написал выше - военных и интернациональных, тот же вышеупомянутый «Праздник урожая», а у старших – уже «Осенний бал», вечер встречи выпускников, также могли устроить вечер на 8 марта, но в одном обе группы школьников были едины – у каждого из них был Новогодний праздник! У малышей это был утренник с Дедом Морозом, Снегурочкой, подарками и «ёлочка зажгись!», а вот у старшеклассников зачастую интересы были уже  другие – танцы-обжиманцы, бутылка дешевого вина на троих где-нибудь втихушку от учителей и интерес к противоположному полу из соседнего класса. Всё почти по-взрослому.

   На вечера старшеклассников зачастую приходили и те, кто школу уже окончил. В-основном это были студенты, приехавшие домой на выходные или праздники. Никто их не выгонял, пьяных, как правило, не было. Ребята приезжали и шли в школу потанцевать и пообщаться, словно в свой родной общий дом. Такая вот была теплая атмосфера. Часов до девяти-десяти вечера шли танцы, а после того, как вечер заканчивался и школу закрывали, вся толпа молодежи тут же дружно перетекала в Дом культуры, где танцы продолжались, но уже в сопровождении ансамбля.

  Фото: Смотр-конкурс военной песни. На переднем плане класс, который учился позднее нас на год. В первом ряду: Лариса Колычева (прижимает к себе автомат), Лена Федяева, Таня Туркина. Во втором ряду вижу Нину Туркину, Женю Тренькина, Таню Зиновьеву, Илью Нефедова. У окон ребята постарше: Олег Булатецкий, Женя Выборов (Палкин), Ира Козлова, Надя Поповцева. С баяном – учитель пения Н.Ф.Разманов, справа – пионервожатая И.Д.Крамер. Фото 1972 года из семейного архива Колычевых

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/23/742