6. Дом с окнами в детство. Первые друзья

Косолапов Сергей
   Но вернемся к Детскому садику.
   
   На уличной территории садика, где мы гуляли, были построены деревянные качели, беседки, домики, песочницы. Зимой мы здесь же катались на санках с горок, лепили снеговиков и играли друг с другом в снежки.

   Играли, спали, пели и плясали мы в одних и тех же групповых помещениях, с той лишь разницей, что перед обедом в зале выставляли столы и стульчики, а на тихий час – раскладные кровати. Кстати, на фото, где мы обедаем, в нижнем левом углу видна часть раскладушки и матраса. То есть, это уже началась подготовка к тихому часу.
   На настенных полках лежали небольшие детские тонкие книжки, покупные и сшитые из журналов «Веселые картинки» и «Мурзилка». Я рано научился читать, поэтому мог спокойно взять иногда с полки такую книжонку и почитать, чем немало удивлял своих друзей – будущих одноклассников, многие из которых букв тогда еще не знали.

   В этом садике у меня появились первые друзья, которые стали друзьями надолго – до сей поры и, надеюсь, навсегда. Хорошо запомнил Лешу Мацакова – его привозили утром на железных зеленых санках, он был похож на какого-то барчука, всегда важен, нетороплив и деловит. Юру Макарова помню не очень хорошо, помню только, что мирно с ним общались, в отличие от троюродного брата Бобы, с которым мы успели разок подраться. Серегу Батманова помню, но как-то размыто, он был немного меньше нас, даже на фото он сидит за столом с теми, кто младше нас на год. А вот Володю Туркина я запомнил лучше всех. Вова ходил в черном берете, приходил в садик с покупным игрушечным автоматом типа ППШ с диском, и очень гордился своим видом, уверяя при этом всех, что он десантник. С этим «десантником» мы иногда сбегали за забор садика, хотя этого, конечно, и нельзя было делать, и за это нам потом попадало.

   Был еще друг Вася Панев, он пошел с нами в школу и учился в первом классе. Мы с ним здорово дружили, я был у него несколько раз дома, они жили в оранжевой двухэтажке рядом с нашим садиком, но во втором или третьем классе семья Паневых переехала в Княжпогост (нынешняя Емва). Васька в первый год еще приезжал оттуда один раз, видимо родителям что-то надо было забрать из вещей или документов, ну и Ваську с собой тоже для чего-то взяли. Когда мне сообщили, что он приехал, я тут же примчался в двухэтажке. Мы встретились, долго играли на улице в войну, как и раньше, с нами было несколько ребят, а на следующий день он уехал, и больше я его никогда в жизни не видел. Поначалу я еще написал ему письмо, долго ждал ответа, да так и не дождался...

   В этот Детский сад дети ходили до 1982 года. 22 августа 1982 года было торжественное открытие Детского ясли-сада «Малышок», который построили недалеко от зданий больницы и Дома культуры, на месте старого жилого дома. В этот детский сад стали ходить все дети, которые до этого ходили и в «Березку» и в «Аленушку», и в детские ясли тоже.
   Ну, а тогда, в таком уже далеком семидесятом (полвека ведь уже с тех пор прошло!!!) мы все вместе пошли учиться в школу, о которой я написал в следующей главе своего повествования.

Фото: Обед в старшей группе. Первый стол - у окна (по часовой стрелке вокруг стола): Лариса Колычева (в белом платье), Тамара Савельева, Сергей Дубняк, Сергей Батманов, Женя Пономарева. Второй стол, дальний в углу: Лена Федяева (вполоборота), Ира Кныш, чей-то хвостик виден-не знаю, дальше тоже видна часть головы - не узнаю, Лена Ганова (с длинными волосами), Люба Музыка, Наташа Гусак, Наташа Разманова (сидит спиной, видна только голова) Третий стол (на переднем плане): Борис Кожухов, Соня Кызьюрова (с ложкой). Четвертый стол: Косолапов Сергей-т.е. я в матросочке, Люда Петраш, Оля Жукова, Вася Панев, Марина Москальчук, Леша Мацаков, Наташа Ятченко. Пятый стол: Пашка Жангуров (выглядывает из-за головы Москальчук), Наташа Тырина, Олег Павлов, Люда Булатецкая (с бантами), Света Тренькина, и кто-то со спины - видна часть затылка и рубашка, не узнаю.

   Когда появилась эта фотография, меня спросили дома, почему я смотрю в тарелку, а не на фотографа, на что я резонно ответил: «Так я же есть хотел!»
Фото 1969-70 г. из семейного архива Косолаповых.
 
Продолжение - http://proza.ru/2021/05/23/617