5. Дом с окнами в детство. Учитель музыки

Косолапов Сергей
   Музыку нам преподавал, учил нас петь и плясать, Николай Федорович Разманов – преподаватель от Бога, которого любили все дети. До сих пор помню его уроки – как я танцевал с Людой Поповой какой-то танец, наверное, польку (Поповы потом, в начале 70-х вскоре уехали), а он играл нам на баяне и командовал: «…раз, два, три на носочки, раз два, три на носочки, раз, два, три – повернулись, хлопнули и разошли-ись!»

   А как задорно мы плясали веселый танец под песню, которую сами и пели: «Три Ивана, три Степана пляску затевают, трех Маринок, трех Галинок в гости приглашают!» Помню, мы выступали с этим номером на концерте у себя в детском саду. Там в конце песни были примерно такие слова: «У Иванов, у Степанов лопнули гармошки. У Маринок, у Галинок лопнули сапожки! Все!» Тут мы, мальчишки, втроем должны были порвать свои гармошки, а три девчонки – сапожки. Гармошки и сапожки были сделаны воспитателями из обоев. Причем, таких обоев, как сейчас, тогда не было. Обои были бумажные и не износостойкие. Мы-то до этих слов свои «гармошки» сберегли, а вот сапожки Маринок-Галинок разорвались на первом же куплете. Так и дотанцовывали в бумажных лохмотьях, одетых, правда, поверх туфель. Но все равно было очень здорово, и самое главное, что это запомнилось на всю жизнь!

   Забегая вперед моего повествования, я хочу сказать еще несколько добрых слов про Николая Федоровича в тот период, когда мы уже ходили в школу. Он преподавал музыку и там тоже, точнее этот предмет назывался «пение». Вообще, надо отметить, что человеком он был далеко неординарным – он многое умел и делал это хорошо: увлекался охотой и рыбалкой, и, помню, как устанавливал у нас дома и настраивал наш первый телевизор, занимался фотографией, готовил к выступлениям и смотрам детей в детском саду и школе, сам выступал на концертах, аккомпанируя хорам и певцам.

  До сих пор в памяти песня, которую в начале семидесятых исполняла какая-то девочка из детдома (имя и фамилию уже не помню, увы!). Я потом много лет спустя, уже в 2000-х, пытался найти эту песню в интернете. Нашел, конечно, но только исполнение песни оказалось совсем не такое, как пела та девочка из детства под аккомпанемент Николая Федоровича.

   В старом большом саду
   Я по тропе иду.
   Осень пришла в наш сад,
   Листья в саду шумят

   Вдаль, вдаль улетает лист
   Капли на нем дрожат.
   Плачет мой старый сад,
   Листья в саду летят…

   Николай Федорович был для нас почти что волшебником. Мы с нетерпением ждали его уроков в школе, как праздника, как маленькое чудо, которое он нам каждый раз преподносил. Обычно, когда урок уже шел к концу, но еще оставалось какое-то время, мы наперебой просили: «Николай Федорович, сыграйте нам про Бабу Ягу» или «Сыграйте нам про пограничника, Николай Федорович!» Надо сказать, что он всегда с удовольствием выполнял нашу просьбу. Про Бабу Ягу он играл на баяне какую-то разнохарактерную пьесу, очень ярко и выразительно. А вот песню про пограничника он пел нам под аккомпанемент на баяне своим чудным голосом. У него был хороший баритон - мягкий, но сочный. До сих пор, когда я слышу эту песню, а она называется «Грустные ивы», я всегда вспоминаю нашего любимого учителя музыки - Николая Федоровича Разманова…

Фото: Наш любимый учитель музыки - Николай Федорович Разманов. Фото начала 70-х гг. из архива семьи Размановых.

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/23/573