Новые генетические исследования скифов

Гахраман Гумбатов
Новые генетические исследования скифов
Впервые ученые сделали попытку провести широкомасштабное исследование генофонда представителей скифского мира с разных участков Евразийского степного пояса.
В журнале «Nature Communication» вышла статья «Происхождение, демография и генетическое наследие кочевников евразийских степей периода раннего железного века» (Ancestry and demography and descedants of Iron Age of the Eurasian Steppe) с результатами генетических исследований ДНК останков из древних захоронений обширного пояса степей Евразии скифской эпохи.
Эти работы были выполнены вместе с международной командой палеогенетиков из Университета г.Майнц (Германия), департамента генетики Гарвардской медицинской школы (США) и ряда других зарубежных лабораторий.
Исследования выявили различия в формировании генетического состава древних кочевников скифской эпохи, населявших западную и восточную части Евразийского степного пояса. Тем не менее, несмотря на огромное географическое расстояние, между западными и восточными кочевниками скифской эпохи зафиксированы многочисленные генетические контакты.
В генофонде у всех степных кочевников раннего железного века обнаружено нескольких предковых компонентов — восточно-евразийского и западно-евразийского происхождения. Западный компонент проникал на юг Сибири и далее на Алтай еще с бронзового века — по мнению авторов, его носителями были представители ямной культуры. Исследователи отметили, что западные обитатели степей оставили заметный вклад для многих народов Евразии, а вот следы восточных скифских групп обнаруживаются исключительно среди тюркоязычного населения. Особенно высока их доля у теленгитов, тубаларов, тофаларов, кыргызов, казахов, каракалпаков, но также они обнаружены еще дальше на запад у поволжских татар .
В 2018 году была представлена большая научная работа «137 ancient human genomes from across the Eurasian steppes» («137 древних геномов человека со всей Евразийской степи»), написанная группой ученых под руководством Эске Виллерслева — одного из ведущих мировых специалистов в области изучения древнего ДНК. В ней были исследованы образцы различных исторических эпох на всем степном пространстве Евразии. И что важно, кроме аутосом для многих образцов удалось получить результаты секвенирования Y-хромосомы, определяющей родство по прямой мужской линии.
Протяженность территорий, которые населяли исследуемые популяции кочевников скифской эпохи (~ 1 тыс. до н.э.), составила более 3,5 тысяч километров – от Тывы, Горного Алтая и Минусинской котловины (алды-бельская, пазырыкская и тагарская культуры) до Северного Причерноморья (классические скифы).
Какое происхождение имели эти люди – носители схожих культурных традиций удаленные друг от друга на тысячи километров? Были ли у них общие корни и, если да, то какие? Каков был механизм распространения скифских традиций по всему степному поясу Евразии? Возможность хотя бы частично приоткрыть завесу над этими тайнами появилась совсем недавно, когда стали технически и финансово доступны исследования генетического материала не отдельных древних индивидов, а достаточно больших серий образцов с применением новейших методов палеогенетики.
Для генетического анализа были выбраны классические скифы из Волго-Донского региона (III в. до н.э.), сарматы с Южного Урала (Покровка, V в. до н.э.), древние кочевники Восточного Казахстана (IХ-VII в. до н.э.), материалы с памятника Аржан-2 (Тыва, VI в. до н.э.), а также носители тагарской культуры из Минусинского бассейна (V в. до н.э.). Более половины палеоантропологического материала для данного исследования получена из памятников пазырыкской культуры, расположенных в горах российского, казахстанского и монгольского Алтая.
Исследования выявили бесспорные свидетельства независимого формирования генетического состава древних кочевников скифской эпохи, населявших западную и восточную части Евразийского степного пояся. Несмотря на огромное географическое расстояние, между западными и восточными кочевниками на протяжении скифской эпохи зафиксированы многочисленные генетические контакты. Они объясняют появление в генофонде западных кочевников I тыс. до н.э генетических компонентов, свойственных населению восточной Евразии. Другими словами, палеогенетика подтверждает высокую мобильность кочевого населения степей скифской эпохи. Интенсивными контактами степных кочевников, очевидно, и объясняется универсальность их материальной культуры в скифскую эпоху (в том числе, и скифской триады) на всей территории их распространения. Генетические контакты сопровождались распространением культуры.
В генофонде у всех степных кочевников раннего железного века обнаружено нескольких предковых компонентов – восточно-евразийского и западно-евразийского происхождения. Их соотношение в генофондах популяций очень разное: с востока на запад уменьшается вклад восточно-евразийских компонентов и усиливается роль западно-евразийских. И если восточный компонент распространялся на запад, видимо, непосредственно в скифскую эпоху, то западный, возможно, связан с событиями предшествующих эпох. В частности, с носителями ямной культуры эпохи бронзы, которые мигрировали и на территорию юга Сибири. Их потомки на Алтае представлены населением афанасьевской культуры эпохи бронзы.
Группе исследователей удалось выяснить, что из современного населения к западным кочевникам скифской эпохи наиболее близки некоторые группы, проживающие на Кавказе, в Причерноморье и в Центральной Азии (Алтай, Саяны). А группы, имеющие определенное генетическое сходство с восточными кочевниками скифского времени, распространены среди кочевого (в недавнем прошлом) тюркоязычного населения.
Более половины материала для исследования получено из погребений пазырыкской культуры. Исследования показали независимое происхождение древних кочевников скифской эпохи в западной и восточной частях степей Евразии (мультирегиональное происхождение). При этом, несмотря на большое расстояние, между ними происходили многочисленные генетические контакты, объясняющие появление в генофонде западных кочевников I тыс. до н.э. генетических компонентов, характерных для населения Восточной Евразии.
Выяснилось, что за единством скифской культуры железного века, прослеживаемым по археологическим открытиям, лежит и генетическое единство. Несмотря на то, что скифы восточной и западной Евразии исходно принадлежали к различным народам, со временем поток генов, шедший в обеих направлениях, привел к унификации этого народа по всей степи. Что касается происхождения скифов, то исследователи выделяют два основных компонента: народы ямной культуры (евразийские кочевники бронзового века) и народы восточной Азии (северной Сибири).
Что же касается потомков скифов, то генетически ближе всего к ним современные популяции, обитающие недалеко от скифских захоронений, раскопанных археологами — что говорит о некоторой преемственности между группами населения. Потомков западных скифов можно найти среди различных народов Кавказа и Средней Азии, а восточных — лишь среди тюркоязычных народов (кыпчакская языковая группа).
Ещё одна статья опубликована в журнале Nature Communication, ведущий автор Иоахим Бургер из Института эволюционной биологии Университета   Майнца, Германия, в ее соавторах д.и.н. Вячеслав Молодин из Института археологии и этнографии
СО РАН, Новосибирск. В этой работе представлены данные анализа митохондриальной ДНК 96 индивидов и   данные 8 индивидов из обширного географического региона, который ассоциируют со скифской культурой. Все изученные образцы географически можно поделить за западные и восточные. Несмотря на то, что западный и восточный регионы разделены на 2000 – 3500 км, археологические данные показывают поразительное сходство в образе жизни и культуре населяющих их кочевых и полукочевых племен. Задача работы, по определению авторов, состояла в том, чтобы оценить степень, до которой эти группы генетически родственны между собой, и узнать, имеют ли они общее происхождение. А также исследовать их демографическую историю и генетические связи с ныне живущими популяциями.
В итоге, авторы статьи определяют наиболее вероятное происхождение степных кочевников железного века из носителей ямной культуры (кочевников бронзового века), которые принесли с собой генетический вклад кавказских охотников собирателей и восточноевропейских охотников-собирателей. Этот микс, как пишут авторы, сформировался в европейских степях и распространился в Центральную Азию и Сибирь.