Наряд- предисловие к женщине, а иногда и вся книга

Лада Вдовина
"Наряд - предисловие к женщине, а иногда и вся книга". Себастьен-Рош Николя де Шамфор

Иллюстрация - описанные образы, авторский коллаж

ИСТОРИИ МОИХ ОБРАЗОВ ИЛИ ОБРАЗЫ В МОЕЙ ИСТОРИИ
______________________________________________
Эссе

Маленькое чёрное платье возникло в моём сознании, когда моя школьная подруга, дочь работника модной индустрии, рассказала мне о Коко Шанель и процитировала её речь об этом фантастически незаменимом предмете одежды и мечтаний. Маленькое чёрное платье из роскошного тяжёлого шёлка с тонкой золотой полосой было у моей бабушки. Я видела его на фотографиях и даже сама помнила, как бабушка его надевала.

Бабушка больше не носила выходных платьев и передала их мне по наследству. Фигуры у нас сильно разнились, и мне пришлось основательно потрудиться, чтобы «посадить» на себя это чёрное. Мои бёдра были чуть шире стандарта, зато для талии все готовые вытачки требовалось удваивать или углублять. Мне удалось. Красная сумочка досталась мне от другой женщины, тоже ровесницы революции. Она была женой крупного строителя и дочерью русского восточного посланника. Многие винтажные сокровища из дальних стран были ею переданы мне.

Простенькие красные туфельки я купила сама. Вопреки правилу, гласящему, что образ создаёт обувь, я передала полномочия платью. Оно справлялось. Выходя летом в этом наряде, я имела неизменный успех.

С другим образом связано несколько фрагментов, складывающихся в пазл оранжевого цвета.  Всё началось с того, что мы с мамой побывали в Киеве в гостях у её знакомых. Их сын был женат на чудесной девушке из Венгрии, Эдит. Мы очень приятно общались – она была весёлая и шустрая. Особенно запомнился наш поход на гастрольную выставку Алмазного фонда СССР, гостившего в Киеве одновременно с нами. Дома в Москве мы не могли посмотреть его экспозицию. Эдит сделала нам макияж, дала кое-что из своей одежды, велела молчать и провела вне очереди под видом небольшой венгерской делегации.

Перед нашим отъездом предприимчивая девушка выдала нам несколько вещей, которые мы должны были распродать своим знакомым в Москве, а потом выслать ей деньги. Я никогда не видела таких цветов и фасонов – там было платье-разлетайка из чистого хлопка цвета фуксии, хлопковый же комбинезон, красный, как пионерский галстук, и что-то ещё, так же прекрасное и недосягаемое. Себе мы ничего купить не могли, но лекала с комбинезона я всё-таки сняла.
 
Конечно, мечтать о таком же материале, из которого были изготовлены волшебные Эдюшкины одёжки, не приходилось, но что-то пристойное «плательное» в меленькую клеточку я всё же подобрала. Я сшила себе комбинезон по фирменным лекалам и явилась в нём в гости к знакомым. Фурор, произведённый там, меня несколько смутил: «Хорошо, что тебя не видит сын!», заговорщицки прошептала хозяйка. Я решила, что мне лучше не рисковать и от греха подальше подарила вещицу.

В начале перестройки я получила в подарок отрез ярко-оранжевого штапеля – пришли иные времена и в магазинах изредка стали появляться цветные предметы. На вожделенный комбинезон не хватало, зато получилось платье. Среди довоенных аксессуаров, подаренных мне вместе с красной сумочкой, был набор из итальянской соломки тёмно-синего цвета – сумочка и шляпка. Основа образа была заложена, остальные элементы добавились сами собой.

Моего тогдашнего «ухажёра» называть так было неправильно. Он не был моим, и, толком, не ухаживал. Тем не менее, когда на работе распространяли приглашения на мероприятия Международного Фестиваля молодёжи и студентов, он предложил мне взять билеты на один день и время и пойти туда вместе. Сказано-сделано. Чем ближе к намеченному походу, тем больше он сомневался, что выбрать – на то же время была анонсирована телевизионная премьера фильма «Формула любви».

Он, всё же, сделал выбор в пользу Фестиваля.  Нам достались приглашения в Парк имени Горького. Из всего виденного там, на меня произвели впечатление следующие события. Мы отстояли очередь и покатались на лодке, хотя вне Фестиваля сделать это было значительно проще. Подойдя ближе к эмблеме Фестиваля – жестяной Катюше, свистящей на ветру, мы поразились – у неё был «отрицательный профиль». Её нос был утоплен в лицо так, что его кончик совпадал в плоскости с выпуклостями щёк. «Катюша – урод!» - засмеялись мы и пошли дальше.

Мой образ был таким – ярко-оранжевое платье и синие аксессуары к нему. На заре перестройки такие яркие цвета были в диковинку, притягивали взгляды, я чувствовала себя королевой вечера.

В одном из павильонов нас ожидало удивительное открытие. Там мы впервые попробовали цыплёнка-гриль. Точнее, это были не целые цыплята, а «ножки Буша». К ним не прилагалось ни тарелок, ни вилок, ни даже салфеток. НИ-ЧЕ-ГО, никакого намёка на цивилизацию. «Ножка Буша» выдавалась посетителю заведения просто на обрывке плотной бумаги. Но, МАМА ДОРОГАЯ, КАК это было вкусно!

Помню, конечно, свои опасения – ведь я была такая нарядная! Спокойно! Мне удалось не поставить на платье ни одного жирного пятна, хотя сполоснуть руки тоже было совершенно негде.

Ещё несколько раз я использовала этот оранжевый с синим наряд, неизменно производя фурор, но потом случилось то, что должно было случиться.  Барышни, не давайте подругам примерять свои любимые вещи. Подруга призналась, что обожает оранжевый цвет и умолила меня дать ей прикинуть, пойдёт ли он ей. А я же, всё-таки, художник, и могу отличить красивое от прекрасного. Платье потрясающе ей шло, бежало, летело со сверхзвуковой скоростью. И я его подарила. И если о чём я и жалею, так только о том, что у меня не осталось фотографий.

ВОЛШЕБНЫЕ ТУФЕЛЬКИ И ЗОЛУШКА
____________________________
Эссе

Автор - ЯНА БУДКИНА (дочь Лады Вдовиной)

Малышка всегда волновалась от предвкушения предсезонного перемеривания одежды и обуви, которое мама с бабушкой заранее подготавливали, доставая из закромов и антресолей вещи "на вырост". Всегда с восторгом ждала посылки от заграничных родственников и друзей, и каждый раз, богатая сказочным воображением, представляла себе самые красивые во Вселенной наряды.

В "Центральном Детском Мире" Малышка с мамой бывали не столь часто, но там было так красиво, настолько, что захватывало дух. Однажды на ножках оказались синие, лакированные под металлик с перфорацией и ремешком через подъем, туфельки. Впечатление оказалось таким сильным, что Малышка и по сей день его помнит.

Старшая сестра Малышки была, как бы забавно ни звучало, меньше ростом, и, когда она вырастала из своих вещичек, Малышке, ещё совсем крошке, они уже были малы.  Ненадолго сестрички сравнялись в росте и размере, и выглядели они, благодаря безупречному вкусу мамы, как маленькие Леди, или куколки, или принцессы. Несмотря на разницу в цвете локонов и глаз - ярко - рыжий с зелеными и шатен с карими, все, кто их видел,  сходились в умилении: "Двойняшки?"

У них были одинаковые зимние белые, как снег, кожаные сапожки на шнурках и грубой белой подошве, которые так вкусно пахли новизной и кожей, что не хотелось их снимать, и сестренки носили их дома до наступления зимы. А на лето у них были тоже совершенно одинаковые белые сандалики с ремешками цветов радуги, которые девочки именовали: "Жак - Звонарь".

Заграничные «драгоценности» поражали своей красотой: дутые тапочки - чуни с яркой расцветкой, которые сестры прозвали "БУхни", тряпичные ботиночки с подошвой, отделанной золотистой бечевкой, белые туфельки с ремешком через подъем из шитья, белые лакированные туфельки на плоской подошве с бантами, черные туфельки на плоской подошве с разноцветными "витражами", белые кожаные кеды с пастельной вышивкой сердечками и цветочками... Все это выглядело, как мечта.

Малышка выросла, но детские мечты о самых красивых нарядах не оставила.
 
"Туфли для девушки очень важны. Хорошие туфли приведут тебя к удаче".

Однажды она искала белые туфли, и никак ей не везло. То размера нет, то вид не тот, то цена. Барышня поблагодарила продавцов и покинула торговые ряды. Она смотрела под ноги, или в смартфон, и ноги привели ее к какому - то крыльцу.

Девушка зашла, походила, и увидела за стеклом модели, которыми грезила, увидев однажды в Интернете, и не смогла пройти мимо. Она и не знала, что все это есть в Москве. Выбрав несколько пар, она примеряла их, удивляясь и радуясь. И тут, с сиденья, ее взгляд упал на НИХ. Белые с перламутром силиконовые туфельки на шпильке с изящным ремешком через щиколотку, с жемчужинами и золотой планетой, которые, к тому же, вкусно пахли сладкой жвачкой. Малышка только их надела, как поняла, что это Чудо. Денег хватило, и девушка счастливая поехала домой.

Эти туфельки принесли с собой очень много. Много Жизни. Много событий. Много эмоций. И много печали. Малышка поняла в один момент, что пора отпустить их идти дальше. Они попали в чудесную многодетную семью, где маленькие подружки младшей, единственной, дочери, приходя в дом, впечатлившись, меряли их, каждый раз пытая удачу - "Если туфелька подойдет".  Но они всегда были чуть великоваты, и каблук казался небоскребом.

Малышка не раз пыталась вернуться туда, где встретила эти туфельки, но место оказалось абсолютно иным, и дома казались "чужими", и дорога незнакомой. Все исчезло, как сад бабушки с Цветиком - Семицветиком.

Станция та же, путем шла тем же...

"По несчастью, или к счастью, истина проста, никогда не возвращайся в прежние места...."