По близкому маршруту. 1 ч. Окно в Прибалтику

Эми Ариель
Вот и май наступил, но погода всё ещё этой весной не жалует. Редкие тёплые дни резко сменяются ненастьем. Вот и на воскресенье 2-го мая прогноз обещал ухудшение погоды к вечеру, поэтому нам пришлось отказаться от запланированной дальней поездки. Выбираем маршрут экспедиции поближе. Тем более, что эта поездка у нас тоже давно запланирована.

Мы отправляемся в Жежмаряй, городок в Кайшядорском районе в 60 примерно километрах от Вильнюса по автомагистрали Вильнюс-Каунас.Это Средняя Литва. Сколько раз пролетали мимо, а вот завернуть не приходилось. Знаем, что здесь расположено крупное земледельческое хозяйство, которое славится производством яблок и ягод, в советское время это был совхоз,  имевший сад площадью в 300 гектаров и самые большие цветочные плантации в Литве,здесь  выращивали до миллиона цветов в год.

И ещё знаем, что не доезжая виадука с поворотом на Жежмаряй, прямо с магистрали есть указатель на неприметный съезд, с надписью «Место массового уничтожения евреев». Мы поворачиваем сюда. Асфальтовая дорога сначала идет возле деревни, а потом указатель направляет на лесную тропу. Проехав совсем немного, останавливаемся – дальше уже совсем крутой склон. Отсюда лучше идти пешком, это недалеко – и опять широкая поляна в низине, большое прямоугольное пространство, огороженное невысокой оградой с памятным камнем в центре. Страшное место в прекрасном лесу . Нацисты умели выбирать места. Одно из 227 мест массового убийства жертв Холокоста в Литве – место в лесу возле деревни Трилишкяй. Надпись на памятном камне на литовском и еврейском языках - здесь 28 августа 1941 года нацистские палачи и их пособники зверски замучали и полуживых  закопали 2200 мужчин еврейской национальности из Жежмаряй, Жасляй и Кайшядориса.

Рядом с оградой информационный стенд и карта, из которой узнаём, что это не единственное место массовой казни жертв Холокоста в окрестностях Жежмаряй. Совсем рядом в Строшюнском лесу, в 400 м от автострады 29 августа 1941 г. «летучий» отряд Хаммана под командованием Карла Ягера и их местные пособники – кайшядорские белоповязочники и полиция расстреляли 784 остальных жителей еврейской национальности из окрестностей Кайшядориса (Жасляй, Румшишкес, Жежмаряй) – стариков, женщин и детей. Так была завершена ликвидация Кайшядорского гетто. В 1952 г. советская комиссия, расследовавшая эти страшные события, установила, что на этом месте была вырыта яма 55 м длиной, 3 м шириной и 2 метра глубиной, а тела людей зарывали на глубине от 1 м . Этого места в Строшюнском лесу мы  не нашли, видимо в связи с ремонтом дороги, не увидели с автострады указатель съезда.

Еврейское население Кайшядориса и окрестностей было полностью ликвидировано в последних числах августа 1941 г. Местные активисты «белоповязочники» начали преследования евреев, коммунистов и сочувствующих советской власти жителей округа буквально с первого же дня войны. Последовали провокации, аресты евреев, были изданы комендантские указы о ношении обязательного отличительного знака – желтой звезды Давида, ограничении свободы передвижения, покупок – отовариваться разрешалось лишь в определенных местах, диспонирования имуществом и другие ограничения, насилие местных активистов и полиции. Сортировка людей и ограничения очень быстро завершились страшными рвами и ямами в лесах Литвы. Жители Литвы об этом помнят. И неудивительно, что нынешние ограничения, сегрегацию населения по вакцинации, введение «паспортов возможностей», комендантские часы, ограничения передвижения, торговли и услуг   и прочие коронавирусные издевательства власти над населением наши люди однозначно ассоциируют с Холокостом и воспринимают в штыки: «Ведь с евреями тоже так начиналось, евреи тоже вначале не верили, что такое случится». У людей на это стойкая аллергия. Об этом я ещё напишу, но уже в отдельной статье.

А пока мы покидаем это страшное место и направляемся в Жежмаряй, который находится по другую сторону автострады, и отсюда продолжим наше путешествие уже в направлении к Вильнюсу.

Маленький городок с интересной историей, он впервые упоминался в описаниях сражений с крестоносцами в XIV в., а в 1348 г. здесь произошло Стревское сражение крестоносцев и войск Великого Княжества Литовского (ВКЛ)* под руководством князей Альгирдаса и Кястутиса. Незаслуженно забытый эпизод истории, ведь это был поход чуть ли не всей Европы против ВКЛ, в котором завоеватели-крестоносцы ничего не выиграли. Да, весёлое время было в XIV веке в Европе! Непрекращающиеся войны, природные катаклизмы, голод, чума. Именно тогда Тевтонский орден и Великое Княжество Литовское погрузились в затяжную борьбу, продолжавшуюся более сотни лет.

Но вернемся к Жежмаряй. Права города он получил уже 1522-1567 г., правление переходило из рук в руки многих знатных бояр ВКЛ, пожары, эпидемии чумы и войны не раз опустошали городок, но он восстанавливался и снова развивался. Этому способствовало его выгодное расположение на пересечении торговых путей. В июне 1812 г. здесь маршировал корпус Даву французской армии, гвардия и лёгкая кавалерия Мюрата, даже останавливался сам Наполеон, а позднее, в ноябре того же года, возле Стревы произошла битва с отступающими из России французами.
 
Исторически сложилось так, что много веков в этом регионе мирно уживались представители разных народов и вероисповеданий – литовцы, поляки, русские, евреи, татары и др. Евреи в этих землях обосновались раньше, чем в других регионах Литвы. В конце XIX в. из 2204 жителей Жежмаряй более половины составляли евреи, остальные – католики, православные и старообрядцы. В городке процветали различные ремесла и торговля.

Украшение Жежмаряй – неоготический костёл Св. Апостола Йокубаса на центральной прямоугольной площади на правом берегу протекающей через город речки Стревы. Костел в теперешнем виде построен в 1924 г., а до этого здесь не один раз строили, перестраивали и отстраивали после разрушений и пожаров католические храмы. Величественный и в то же время изящный костёл из красного кирпича с одной высокой башней (на вторую башню не хватило средств), но, по-моему, это и придаёт ему особенную своеобразность. Путешествуя по Литве, я с удивлением обнаружила, что во втором и начале третьего десятилетия прошлого века во многих городках были построены очень красивые костёлы неоготического стиля. Несмотря на сходство, каждый из них своеобразен и имеет своё лицо. Зайти вовнутрь и даже за ограду не удалось – в связи с пандемией всё закрыто.

Напротив костёла в середине площади - монумент Свободы, установленный в 1932 году (для напоминания сильно ополяченным местным жителям о значении литовской государственности) и восстановленный в 1991 г. – статуя ангела на постаменте. А на другой стороне площади – кладбище советских воинов, погибших в этих краях во время Великой Отечественной войны. Средствами посольства Российской Федерации оно было приведено в порядок в 2002 году, реставрировалось в 2010 г. Но всё равно, здесь ощущается недостаток искреннего внимания и памяти. Да и рядом располагающиеся заброшенные здания, принадлежащие частным владельцам, которые их все ещё не привели в порядок, очень некрасиво смотрятся.

Здесь в братской могиле похоронены воины частей 5-й армии 3-го Белорусского фронта, погибшие на рубеже Правенишкес–Румшишкес в 1944 г. - всего 927 воинов, из них 609 известных. Их имена выбиты на гранитных плитах мемориала. Среди них два Героя Советского Союза (удостоены звания посмертно): сержант С. Амиршоев и капитан М. Я. Дубровин. Уроженец Таджикистана, командир орудия 213-го гвардейского гаубичного артиллерийского полка гвардии старший сержант Сафар Амиршоев 16 июня 1944 г. во время ожесточённого боя с прорвавшимися танками противника сумел подбить несколько танков и погиб в результате полученных ранений. Уроженец Саратовской области командир батареи капитан Михаил Дубровин погиб в бою за плацдарм возле Жежмаряй 22 июня 1944 г. Судя по всему, летом 1944 г. здесь происходили долгие ожесточенные бои, но, к сожалению, в доступных источниках, включая советскую литературу, я не нашла более подробной информации о сражениях в этих местах, освобождение которых только в одних Жежмаряй унесло почти тысячу жизней советских воинов. Мы поклонились их памяти.

Рядом с площадью начинается бывший еврейский квартал деревянных домов с ныне восстановленной уникальной деревянной синагогой, признанной Европейским объектом еврейского культурного наследия. Это одна из самых знаменитых сохранившихся деревянных синагог в Литве.

Еврейские молитвенные дома в городке строились, перестраивались и восстанавливались после пожаров начиная с XVII в. А эта синагога, построенная в XIX в. в стиле романтизма и восстановленная в 1920 г. – уникальное творение деревянной архитектуры. Интересная конфигурация, четырехскатная крыша, 18 арочных окон в мужском зале (это даже больше, чем требуется согласно традиции –должно быть 12), интересный ассиметричный западный фасад. Она кажется лёгкой и воздушной. Всего в Литве насчитывается около 20 сохранившихся деревянных синагог, и это больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых. В августе 1941 г. на короткий срок синагога была превращена в тюрьму для еврейских женщин и детей, которые были расстреляны на следующий день в том лесу возле деревни Трилишкяй, потом здесь располагался склад вещей, снятых с убитых. В советское время помещение использовалось как склад товаров. В настоящее время совсем недавно отреставрированное здание используется как общественный культурный центр, ведь в Жежмаряй не осталось ни одного жителя еврейской национальности. А они здесь жили – рядом с синагогой размещен стенд с планом еврейского квартала с обозначением бывших владельцев домов. До войны здесь кипела  жизнь. Действовали магазины, кино, школы, большой рынок, еврейский банк и пр. Все это рухнуло. От целого мира остались только архивные записи. И несколько камней на старом еврейском кладбище, куда мы направились.

Старинное еврейское кладбище в Жежмаряй находится на окраине  совсем рядом с жилыми домами на въезде в городок. Территория огорожена, но зайти можно,  у входа сохранился памятник с полустертой надписью. Самих надгробий сохранилось очень мало – только кое-где  выступают из земли древние камни, надписи практически неразличимы. Но территория обозначена и  достаточно ухожена. Вокруг поля. Какое-то чувство тоски охватывает в этом месте.  Это всё, что осталось, от некогда большой общины. А остальное – там, в страшных ямах в лесу, по ту сторону автострады.

Мы немного прогулялись по городку, посмотрели быструю речку Стреву, мостик, проехались до боярской усадьбы и отправились по намеченному маршруту дальше. К сожалению, как и ожидалось по прогнозу, погода испортилась, так что путешествие мы уже продолжали под дождём, это нам помешало увидеть некоторые запланированные объекты, но всё же мы получили много интересных впечатлений и узнали много нового, о чём расскажу в продолжении.




*  Примечание.
Великое Княжество Литовское (ВКЛ), — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (большая часть, до 1569 года), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично, после 1561 года), Эстонии (частично, с 1561 по 1629 годы) и Молдавии (левобережная часть Приднестровья, до 1569 года). Первый письменный памятник ВКЛ – Статут 1529 г. написан на западнорусском или как его называют – старобелорусском языке, а в в этот период развёрнутым официальным названием государства было «Великое князство Литовское, Руское, Жомойтское и иных (земель)»

Продолжение 2 часть тут
http://proza.ru/2021/05/24/1449

фотоколлаж автора