Смыслы 7. Точка отсчета

Лена Дауранова
Иногда в жизни происходит ситуация или моя, или наблюдаешь и понимаешь, что что-то происходит не совсем верное. Наитием чувствуешь. Но ответ не на поверхности. Возможно у других проще, но мне приходится думать и иногда приходить к пониманию чего-то достаточно длительное время. Хотя все вроде бы так очевидно...

Недавно спорили о допустимой скорости на дороге. Машины сейчас скоростные и иногда при установленной скорости ты просто не можешь ехать, ведь поток не позволит. И вот несёмся... И вроде бы есть негласные правила, что на 20 спокойно превысить можно. Да поток учитываем, но правила и камеры никто не отменял. Разговор ни о чем, но здесь была какая-то неясность-перепутаница  и спустя некоторое время в голове выкристаллизовывается мысль - а какая здесь точка отсчета? Какой точки придерживаться: или держать в голове условное превышение на 20 и все время мчаться и приближаться к этой цифре, или держать в голове предписанную знаками скорость, но понимать, что местами мы можем превысить, чтобы не создавать помех и даже аварийной ситуации. Также и в жизни.

Или например, сейчас часто родителями обсуждается вопрос о вседозволенности для ребёнка. А вот есть такая мама мальчика и она пишет, что замучилась от чувства вины, что не умеет защищать своего ребёнка, например от пожилой женщины, которая просто сделала замечание её бегающему и кричащему сыну в магазине. Горячее обсуждение. Просто задыхается мама от печали и просит советов. На самом деле, проблемы нет. Старшее поколение жило по правилам и воспитанием занимались на всех уровнях. И было нормой уважать окружающих. Здесь тоже есть точка отсчета - стоит задать себе вопрос - где я вижу в будущем своего ребёнка? Вот такая точка отсчета. Если он будет дипломатом или юристом, то ему придётся быть воспитанным человеком по умолчанию. Везде должна включаться разумная норма, кто бы спорил. Но если мы даём детям полную свободу, то большим вопросом будут наши будущие отношения со своим ребёнком, когда он точно также перестанет уважать наши границы. А нормы - они и есть нормы, чтобы соблюдать. И можно с детьми общаться и доносить эти вещи влёгкую как само собой разумеющееся. Например.  Медленно поднимаюсь по улице  и вдруг вижу на меня бежит стайка девочек, а сзади идут разговаривают две мамы. Вдруг одна из них краешком глаза видит это и говорит: «Ladies! Stick to the right!». И вся стайка, не меняя полёта, прижимается к другому краю. И что же той маме заранее не сказать сынку какую-то милую фразу в таком же духе. Подхватить за ручку и поставить около себя, найти ему дело и дать возможно пакетик с печеньками подержать?

«Точка отсчета» - это такая тонкая вещь, ориентир, дающий возможность правильно оттолкнуться для движения вперёд. Ведь никто, как правило, не объясняет детям, что б у д у т последствия от сделанного ими. И они могут быть разными. Самое пугающее, что даже взрослые люди не понимают этого- каждое действие влечёт последствия. Но это вопрос уже и об ответственности, которая сейчас тоже не в почете. А в почете личная выгода в широком смысле и не очень. Но это уже другие осмысления. А пока едем по дороге с превышением...