Портрет в точке соединения противоположностей

Олег Калинка
Спектакль «Театр МЕДЕИ».
По  пьесе Клима.
Режиссер – Алексей ЯНКОВСКИЙ.
На сцене – Татьяна МАРИНИЧЕВА, Анна ПРОХОРОВА.
Театральная мастерская АСБ на сцене Особняк Театра. Премьера 11.05.2021.
Алексей Янковский в спектакле «Театр МЕДЕИ» предлагает нам возможность познания пространства драмы человеческого существования, реальную проекцию которой мы изучаем в его сценическом воплощении одноимённой пьесы известного российского драматурга, режиссера и новатора театральной сцены Клима. В предложенном опыте познания Янковский обозначает реальные границы нашего изучения рамками концепции театра человеческой жизни, которая опирается на два концептуальных элемента: театр и человеческая жизнь. В пространстве познания этой концепции эти элементы тонко - взаимосвязаны между собой, в нём они создают особую форму человеческого существования, объединяющую в себе различные философские концепции.
В этом особом, многомерном тандеме театр - это сложная компонента, которая преобладает над многими другими факторами человеческой жизни, она оказывает своё влияние на парадигму человеческой жизни, его взгляды, восприятие окружающего мира и его мировоззрение. В этом опыте нашего познания понятия театра выходит за границы утилитарного его восприятия в качестве пространства, разделённого линией рампы на две сферы. Одна из них принадлежит театральному сообществу, творящему произведения искусства, а другая зрителям - реципиентам даров богини Мельпомены. В этом особом понимании театра - это плоскость, находящаяся над повседневной рутиной человеческого существования, в ней достигается высшая форма абстрагирования от реалий времени и пространства нашей жизни. Воплощение этого понятия в рамках этого концепции позволяет Янковскому сфокусировать наше внимание на изучении особенностей экзистенциального существования творческой индивидуальности, в нём находится символическое окно возможностей. Этот особый портал, находящийся в точке пересечения времени и пространства предоставляет персонажем этой уникальную возможность освобождения собственного творческого эго из оков рутины существования в казематах повседневной реальности.
В спектакле «Театр МЕДЕИ» эта возможность реализуется в образах двух актрис, объединенных в замкнутом пространстве театральной сцены. На путь познания театра человеческой жизни начинается с постепенного проявление их силуэтов из глубин мрака, окутывающего сценическое пространство, в нём происходит выделение их образов и сосредоточение нашего внимания на их силуэтах на сценическом полотне спектакля. Эта символическая отправная точка нашего познания  обретает свои визуальные черты в момент, когда полумрак, окутывающий сценическое пространство теряет свою однородность и луч света контурно выделяет их силуэтные черты. Этот подход в воплощении образов на сценическом полотне истории создаёт эффект выделения образов персонажей и экстракции их из реалий времени.
В спектакле «Театр МЕДЕИ» два силуэтных образа на сценическом полотне спектакля создают особую форму символики человеческого существования, возможность познания концепцию которых открывается нам в их монологах. Особенностью этих высказываний, прорезающие мрак сценического пространства, в том, что они имеют форму откровений, адресованных невидимому собеседнику. В своём обращении, в их манере и эмоциональной палитре красок и оттенков звучания доминирует особая экспрессия. Их мысли озвученные в словах монологов лаконичны и остры, они пронизывают обезличенное пространство своей откровенностью и эмоциональной пронзительностью, так как излагаемые ими мысли лишены паутины слов, скрывающих их собственные взгляды и мнения. Эта высшая степень экспрессии достигается с помощью воплощения их в особом тандеме голоса и сценического образа, при котором силуэтные черты персонажей выделены лучом света контурно, минимастичны и практически статичны.
Слова откровений во мраке сцены направляют стопы нашего познания на изучение пространства человеческой драмы, они прорисовывают нам очертания их жизней внутри сценического пространства и за его пределами. В них театральная сцена и трагедия Медеи предоставляет им единственную возможность реализации собственного творческого начала и создаёт им плоскость существования на просторах цинизма этого мира. Символика их образов многомерна, в них мы видим единство и борьбу двух противоположностей, двух начал сосуществующих пространстве, отделенном линией  рампы от всего мира. В этой сценической проекции двух начал – двух, противоположностей мы видим актрису, чей творческий путь приближается к его финальной точке. В спектакле «Театр МЕДЕИ», её монолог открывает нам глубины её внутреннего мира, в которых мы видим её безграничные познания человеческой трагедии,  осмысленные и прочувствованные ей в своём служению театру. В них мы видим отблески мириад образов человеческой драмы, которые она воплотила за десятилетия своего существования на театральной сцене и картину драмы одиночества человека - творца. В сюжетном пространстве её драматический и очень экспрессивный образ, объединяет в себе лики драмы её персонажей и трагедии её собственной жизни. На сценическом полотне её образ контрастен с силуэтом олицетворяющем её противоположность. В этом направлении взгляда мы видим возникновение на сценическом полотне силуэта молодой актрисы, для которой сцена - это плоскость в которой творческий потенциал получает окно возможности. Сцена открывает ей путь к раскрытию и созданию нового прочтения ликов человеческой драмы, возведение новой галереи образов трагедии в лики которых она сможет внести частичку своего собственного творческого начала и видения.
На холсте, изображающем символику двух начал - двух противоположностей сцена является единственной точкой во всей вселенной, в которой они могут обрести сосуществование единства и борьбы противоположностей. Эта сложная, многовековая философская концепция находит своё воплощение в особой форме экстрагировании этой плоскости из реалий нашего времени и повседневной рутины человеческого существования. В этой особой  точке история Медеи создаёт плоскость взаимодействия двух противоположностей, местом единства и борьбы противоположностей. В ней эта многовековая трагедия человеческого существования становится фактором, экстрагирующим их из обезличенной реальности человеческого существования, возможностью внесения в образ Медеи своего собственного прочтения и понимания её трагедии.
В сюжетной конструкции этой истории мы наблюдаем ситуацию, при которой объединении двух противоположностей в замкнутом пространстве, при котором антагонизм их мировоззренческих систем создаёт окно возможности раскрытия творческого потенциала каждой из них. В этой плоскости их диаметрально противоположные понимания человеческого существования находят своё воплощение в образе Медеи, в нём они создают две индивидуальные проекции одного образа. В нашем наблюдении процесса рождения двух индивидуальных проекций образа Медеи, мы наблюдаем их постепенное возникновение из их монологов. В спектакле процесс создания образов в его финальной точке они образуют одни образ Медеи, в нём их диаметральные различия создают эффект многомерности и драматической рельефности. Две индивидуальные проекции, соединенные в одном образе, сохраняют свою индивидуальность, сосуществуют и особенностью этого сосуществования в том, что они открывают нам глубины этой трагедии, в которой видны противоречия раздирающие душу Медеи. В их взаимном присутствии в одном образе создана возможность нашего изучения реальной проекции философской концепции «Инь и Янь», которая определяет сосуществование двух начал- двух противоположности, их соединение в пространстве внутреннего мира придаёт особую многомерность человеческой индивидуальности.
В спектакле «Театр МЕДЕИ» Алексей Янковский предоставил нам уникальную возможность познания театра человеческой драмы, проекция которого в каждом из нас индивидуальна и здесь в процессе познания в ней каждый из нас пространстве «Театра МЕДЕИ» видит лики своей собственной жизни.
Видео фрагмент спектакля и его анализ можно посмотреть на моём авторском YouTube канале;
https://youtu.be/fwMjqqfOVuw