23 отдельная ж. д. бригада

Владимир Петропавловский
Воспоминания сержанта 23 отдельной ж.д. бригады
Пантелеева Василия Григорьевича.

Частично отредактировано.

     Призван в Советскую Армию 17 сентября 1940 г. Бурейским райвоенкоматом Амурской области. Попал в 12 отдельный железнодорожный полк, который находился в г. Биробиджан во взвод связи полка, где служил связистом до августа 1941 г. Командиром полка был подполковник Васильев, комиссаром старший батальонный комиссар Трофимов, начальник штаба майор Ряховский. (12 отдельный учебный узкоколейный ж.д. полк сформирован в 1936 г. в г. Харьков, подчинялся Управлению ВОСО, в этом же году передислоцирован в г. Биробиджан ОКДВА, в 1940 г. переформирован в 12 отдельный строительно-восстановительный ж.д. полк. Прим. ИМЗ)
     В начале 1941 г. наш полк был направлен в МНР г. Баин-Тумен, где строили узкоколейную ж.д. и линии связи к озеру Баирнур и Халкин-Гол и ее эксплуатировали. (вошел в МНР в апреле 1941 г. был в подчинении 8 ождбр. Прим. ИМЗ).
     Великая Отечественная Война застала нас в Монголии. Полк срочно убыл в постоянное место дислокации г. Биробиджан. На базе полка была сформирована 23 отдельная железнодорожная бригада, командование практически осталось прежним, я попал во взвод связи управления бригады. (Командир бригады подполковник Васильев Дмитрий Георгиевич 1941-1942 г, полковник Соколов Павел Сергеевич 1942-1946 г. Прим. ИМЗ).
     После формирования бригада была переброшена в г. Свободный, а батальоны находились на прикрытии разных объектов. Дальше нас отправили на Урал г. Серов, где строили железную дорогу на ст. Сосьва, а потом участок Челябинск – Коркинуголь (Нач. Строительства №2 Прим. ИМЗ).
     В начале 1942 г. бригада попала на Воронежский фронт, ст. Поворино, тут и началась для нас фронтовая жизнь. Сразу попали под бомбежку немецкой авиации. В это время поменялось командование бригады, командиром бригады был назначен полковник Соколов, начальником политотдела полковник Горюнов.
   Бригада продвигалась в следующем направлении Кантемировка, Чертково, Миллерово, а потом на Ворошиловград. Приходилось восстанавливать разрушенную железную дорогу и мосты, и линии связи, часто под бомбами и артобстрелом немцев. После Ворошиловграда шли на Родаково, Алчевск в сторону Артемовска и Славинска. На этом пути погибло много наших товарищей.
   В 1943 г. к нам пришел новый начальник штаба полковник Гац. Бригада была направлена под Киев. В Дарнице попали под страшную бомбежку, которая длилась почти всю ночь. Станция была почти полностью разрушена, а там было много составов с техникой и личным составом, в том числе санитарный поезд с ранеными, почти все они погибли. Нам была поставлена задача восстановить связь на станции, все горело, хуже того, немцы сбрасывали кроме простых, бомбы замедленного действия, которые рвались много позже, в самый разгар восстановительных работ. У нас погибла часть связистов, но задача была выполнена.
   Дошли мы до Белой Церкви и Житомира, после бригаду передислоцировали на Ленинградское направление, далее Москва и Смоленск. От Смоленска пошли на Оршу, Витебск, Двинск, Паневежис, Радвилишкис, Шауляй и Кенигсберг.
   В Радвилишкис под бомбежку попал штаб бригады, досталось политотделу и части управления, погибло 13 человек, которых там и похоронили.
   Затем бригада была переброшена под Варшаву, свой путь начала от ст. Яблонева. В это время, с декабря 1944 г. я был по просьбе переведен в 23 отдельный батальон восстановления ж.д. связи этой же бригады. Командиром батальона был подполковник Сушков А.Е., начальник штаба гвардии капитан Гриненко. Здесь я был назначен в 1-ю роту, командиром которой был капитан Ульяшкин, помощник командира роты по тех. Части старший техник лейтенант Тислин. Я был назначен командиром отделения.
     Шли мы по таким населенным пунктам Яблонева, Торунь, Хойницы, Найштетин, Штольп, Штранзульд и много других пунктов, которые сейчас трудно вспомнить. Я со своим отделением под бомбами и снарядами противника, не считаясь ни с чем восстанавливали ж.д. связь, устанавливали временную аппаратуру и оборудование. Имею знак «Отличный связист».
     В Торунь, это крупный ж.д. узел на р. Висла, мы вошли ночью, немцы так быстро покинули его, что оставили много складов с оборудованием. Мосты через реку все были взорваны. Начали восстановление связи, очень помогло выполнить задачу оборудование, найденное в подвалах. Самое трудное – это дать связь через реку Висла, ефрейторы Макаров и Рыжов по взорванному мосту, под разрывами снарядов, с катушками провода, по пояс в холодной воде, по которой шел лед, прошли и обеспечили связь, и остались живы.
     Потом пришлось восстанавливать связь на ст. Хойницы. Весь узел связи был разрушен, немцы вели постоянный минометно-артиллерийский огонь по станции, работать пришлось на пределе сил и возможности. За эту работу я был награжден орденом «Красной Звезды», ефрейтор Макаров и Рыжов медалью «За Отвагу», остальные медалью «За боевые заслуги».
     В Штетине, нам пришлось столкнутся с кабельными сетями связи, проходящие под землей. Раньше мы с кабелями редко сталкивались, трудность заключалась в том, что схем не было, пришлось хорошо помучаться, разбираясь в повреждениях паутины проводов кабеля, работать приходилось с минерами, которые проверяли колодцы, но мы свое дело сделали. Позже весь личный состав был награжден медалью «За взятие Кенигсберга».
     После Победы. Наш батальон занимался эвакуацией ценного оборудования связи из Германии. В 1945 г. бригада вернулась на Родину в г. Ворошиловград, где была в 1946 г. расформирована, часть личного состава были демобилизованы, часть влилась в 30 отдельную ж.д. бригаду.

Сержант     В.Г. Пантелеев 1976 г. г. Ворошиловград

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ май 2021 г. В. Петропавловский