Нина Шацкая

Лев Алабин
Я и забыл, что была такая актриса, самая красивая актриса Таганки – Нина Шацкая. Смерть напомнила о ней.
 Само ее имя вызывало у меня некогда ощущение хрупкости, красоты, таинственности и недосягаемой мечты. Ее имя.  Длинное, удивленное на три слога «а-а-а» -  и вечно сопутствующий ей шепот за спиной и шуршание платья,  и легкое прицокивание языка. Шац-ка-я Ни-на.
Я видел все ее роли на Таганке, в кино, видел и лично, в жизни,  на репетициях. Я бы сказал, что никаких особенных ролей у нее не было. Она была как бы  тайным сокровищем Таганки.   Вспоминаю, как Высоцкий отзывался о ней, как  о недосягаемой красавице, и все становится понятно. Она была музой Таганки. Нигде не показываясь, она все одухотворяла. И один единственный спектакль вознес ее действительно на небо. Она качалась обнаженная на маятнике. Она летала в образе Маргариты. Для этого она как бы и родилась.  Обнаженные плечи, торс, полуоброт, на черном фоне, мраморная , отполированная спина, античной Венеры. Она улетала и за ней тянулся и таял в воздухе полупрозрачный шарфик.  Он еще немного парил, освещенный софитами, а потом исчезал. Вот так же исчезла сегодня и она. Сама. "Свободна и невидима!" Заклинание подействовало! И я слышу именно ее голос.  Далекий.  Из 60-х.  Когда  веяло свободой и свобода пьянила и окрыляла.
Ее голос, всегда чувственный, негромкий с появляющейся хрипотцой.  Как следствие искренности. Интимности интонации. Иногда, неожиданно, появлялась царственность. И в профиле, и в голосе.  Мужчины не смотрели на нее, как на предмет вожделения. Скорее, как на неземное видение, почти ангела.  Она старалась быть незаметной.  Я не раз видел ее среди актеров Таганки, и всегда вздрагивал, - Это же Шацкая.  Она была королевой, совсем не сиделкой.
Как жаль, что так мало ролей. Это судьба многих актрис.  Но без нее немыслима Таганка, Высоцкий.  Любимов.  Слава.  Легенда. 
Эти тонкие, бесконечно тонкие черты, говорящие о  неземном внутреннем мире. Черты, которые невозможно передать в театре и кино.  Фотографии. Нет, Таганка, это не брутальность Шаповалова, Антипова, Хмельницкого, Высоцкого,  - это недосягаемая, хрупкая, невесомая  красота Нины Шацкой.
Ее амплуа – инженю. Нет, не героиня.  Редкий темперамент. Редкая женственность, хрустальная.  Прозрачная, почти неощутимая, внечувственная.
Я никогда не мог рассмотреть ее ноги. Она носила длинные платья. Не видел ее в мини. Не видел ее колени. Зато видел шикарные плечи, спину. Видел  щиколотки. У нее был необыкновенно высокий подъем ноги. Какой бывает только у балерин. Она носила высокие. Высоченные каблуки. И это было очень кстати. Каблук исправлял ее ногу до идеальной формы.
Маленький, аккуратный рот. Большие губы, совсем не тонкие, не поджатые, как у Демидовой, а обильные, полные  губы.  с точным, четко очерченным, выверенным контуром.
Она появлялась вместе с Высоцким на сцене в спектакле Галилей. Он с обнаженным торсом, беспрепятственно дающий  разглядывать свою мужскую стать, и она в белом, длинном, мимолетная, но меняющая жизнь, и жизненные установки. Даже для Высоцкого она была недоступна и недостижима.
Умерла Таганка. А теперь отлетела ее душа.